15.3. Расчет подшипников жидкостного трения
 
На рис. 15.2 показаны схемы расположения шипа в подшипнике в начале его работы (рис. 15.2, а), когда угловая скорость шипа со еще близка к нулю, и в период установившегося движения, когда угловая скорость со становится больше критического значения, соответствующего переходу в режим жидкостного трения (рис. 15.2, б). 
Рис. 15.2. Положение шипа в подшипнике: а — в состоянии покоя; б - при вращении 
Центр 
 шипа (рис. 15.2, а) лежит на линии действия внешней силы 
 под центром О подшипника, при этом эксцентриситет 
 равен радиальному зазору в подшипнике 
 На рис. 15.2, б центр шипа занимает новое положение 
 
 
опорами, 
 — расстояние между серединами опор; в остальных случаях 
 определяется при расчете вала). 
Класс чистоты рабочих поверхностей шипа и подшипника назначается в зависимости от 
 он должен быть тем выше, чем меньше их значения. 
Должно соблюдаться условие 
 
где 
-коэффициент запаса, учитывающий влияние возможных случайных факторов. Кроме того, необходимо иметь в виду погрешности формы, если они выходят за пределы допуска размера.