<< ПредыдущаяОглавлениеСледующая >>


2.5. Регистрация и аудит

Регистрация представляет собой механизм подотчетности системы ОБИ, фиксирующий все события, касающиеся безопасности, такие как: вход и выход субъектов доступа, запуск и завершение программ, выдача печатных документов, попытки доступа к защищаемым ресурсам, изменение полномочий субъектов доступа и статуса объектов доступа и т. д. Эффективность системы ОБИ принципиально повышается в случае дополнения регистрации аудитом – анализом протоколируемой информации. Это позволяет оперативно выявлять нарушения, определять слабые места в системе защиты, анализировать закономерности системы, оценивать работу пользователей и т. д.

Реализация механизма регистрации и аудита преследует следующие цели:

-        обеспечение подотчетности пользователей и администраторов;

-        обеспечение возможности реконструкции последовательности событий;

-        обнаружение попыток нарушений информационной безопасности;

-        предоставление информации для выявления и анализа проблем.

Кроме того, механизм регистрации и аудита является психологическим средством, напоминающим потенциальным нарушителям о неотвратимости возмездия за проступки и оплошности.

Практическими средствами регистрации и аудита могут быть следующие:

-        различные системные утилиты и прикладные программы,

-        регистрационный (системный или контрольный) журнал (audit trail).

Первое средство является обычно дополнением к мониторингу, осуществляемому администратором системы. Комплексный подход к протоколированию и аудиту обеспечивается при использовании регистрационного журнала.

Регистрационный журнал – это хронологически упорядоченная совокупность записей результатов деятельности субъектов системы, достаточная для восстановления, просмотра и анализа последовательности действий, окружающих или приводящих к выполнению операций, процедур или совершению событий при транзакции с целью контроля конечного результата. Типовая запись регистрационного журнала представлена на рис. 2.11. 

 

Тип

записи

Дата

Время

Терминал

Пользователь

Событие

Результат

Рис. 2.11. Типовая запись регистрационного журнала

 

Процесс ведения регистрационного журнала состоит из четырех этапов:

1.   Сбор и хранение;

2.   Защита;

3.   Интеграция;

4.   Анализ.

На первом этапе определяются данные, подлежащие сбору и хранению, период чистки и архивации журнала, степень централизации управления, место и средства хранения журнала, возможность регистрации шифрованной информации и др.

Регистрируемые данные должны быть защищены, в первую очередь от несанкционированной модификации и, возможно, раскрытия. Дополнительные требования по безопасности определяются концентрацией информации обо всей АС, множеством сегментов АС с различными уровнями доступа, разницей зон административной ответственности и др.

Этап интеграции необходим для объединения и согласования форматов регистрируемых данных из различных систем. Некоторые системы не имеют механизмов контроля и регистрации данных. Возможно, здесь придется разработать программы дополнительного контроля данных и программы трансформации данных в единый формат.

Самым важным этапом является анализ регистрационной информации. Известны несколько методов анализа информации с целью выявления НСД.

 Статистические методы. Здесь накапливаются среднестатистические параметры функционирования подсистем (исторический профиль трафика) и сравниваются с текущими. Наличие определенных отклонений может сигнализировать о возможности появления некоторых угроз. Например, так выявляются: сбои в работе сервера из-за лавинного потока запросов (queue storm), быстро распространяемый компьютерный вирус, нарушитель, маскирующийся под легального пользователя, но ведущий себя иначе («маскарад») и др.

 Эвристические методы. В данном случае в логических правилах системы поддержки принятия решений закодированы известные сценарии НСД, характеристики наблюдаемой системы, сигнализирующие о нарушениях, или модели действий, по совокупности приводящие к НСД. Понятно, что данные методы идентифицируют только известные угрозы, определенные в базе знаний системы поддержки принятия решений.



<< ПредыдущаяОглавлениеСледующая >>