Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше
Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике
§ 3.2. Понятия обучения, самообучения и адаптации
Известно большое число определений того,
что следует понимать под обучением, самообучением и адаптацией. К сожалению,
даже применительно к автоматическим системам эти определения весьма
разноречивы. Мы не будем углубляться в сравнительный анализ и критику таких
определений. Это слишком отвлекло бы нас от основной цели, и неизвестно,
достигли бы мы на этом пути успеха. Вместо этого мы попытаемся привести удобные
для нашей цели определения, которые, вероятно, также можно подвергнуть критике.
Под обучением мы будем подразумевать процесс
выработки в некого рой системе той или иной реакции на внешние сигналы путем
многократных воздействий на систему и внешней корректировки. Разумеется, при
этом система предполагается потенциально «способной» к обучению.
Внешняя корректировка, или как ее еще
называют, «поощрение» или «наказание», осуществляется «учителем», которому
известна желаемая реакция на определенные внешние воздействия. Таким образом,
при обучении «учитель» сообщает системе дополнительную информацию о том, верна
или неверна реакция системы.
Самообучение отличается от обучения
отсутствием внешней корректировки. Самообучение — это обучение без поощрения
или наказания. Дополнительная информация о верности реакции системе не
сообщается.
Адаптацией мы будем называть процесс
изменения параметров и структуры системы, а возможно, и управляющих воздействий
на основе текущей информация с целью достижения определенного, обычно
оптимального, состояния системы при начальной неопределенности и изменяющихся
условиях работы.
Иногда обучение отождествляют с
адаптацией. Для этого есть много оснований, особенно если ввести какой-то
показатель успехи обучения, улучшение которого характеризует степень обучения.
Нам, однако, будет удобнее считать, что при адаптации обучение используется для
получения информации о состоянии и характеристиках системы, необходимой для
оптимального управления в условиях неопределенности. Это соглашение можно
обосновать тем, что при наличии начальной неопределённости, пожалуй,
единственный разумный подход состоит в устранении ее с помощью обучения или
самообучения в процессе управления и в использовании накапливаемой информации
для улучшения критерия оптимальности системы управления. Таким образом,
наиболее характерная черта адаптации состоит в накоплении и немедленном использовании
текущей информации для устранения неопределённости из-за недостаточной
априорной информации с целью оптимизации избранного показателя качества.
Читатель заметит, вероятно, что
адаптацию мы по существу отождествляем с оптимизацией в условиях недостаточной априорной
информации.