§ 3. Скорость как производная
Процедура, которую мы только что выполнили, настолько
часто встречается в математике, что для величин
и
было придумано специальное
обозначение:
обозначается
как
, а
— как
. Величина
означает
«небольшой добавок к
», причем подразумевается, что этот
добавок можно делать меньше. Значок
ни в коем случае не означает
умножение на какую-то величину, точно так же как
не означает
. Это просто некоторый добавок
ко времени, причем значок
напоминает нам о его особом характере.
Ну, а если
не
множитель, то его нельзя сократить в отношении
. Это все равно, что в выражении
сократить все
буквы и получить
. В этих новых обозначениях скорость
равна пределу отношения
при
, стремящемся к нулю, т. е.
(8.5)
Это по существу формула (8.3), но теперь яснее видно,
что здесь все изменяется, а, кроме того, она напоминает, какие именно величины
изменяются.
Существует еще один закон, который выполняется с хорошей
точностью. Он гласит: изменение расстояния равно скорости, умноженной на
интервал времени, за которое это изменение произошло, т. е.
. Это правило строго
справедливо только тогда, когда скорость не изменяется в течение интервала
, а это, вообще
говоря, происходит, только когда
достаточно мало. В таких случаях
обычно пишут
,
где под
подразумевают
интервал времени
при условии, что он сколь угодно
мал. Если интервал
достаточно велик, то скорость за это
время может измениться и выражение
будет уже приближенным. Однако если
мы пишем
,
то при этом подразумевается, что интервал времени неограниченно мал и в этом
смысле выражение
точное. В новых обозначениях выражение
(8.5) имеет вид
.
Величина
называется «производной
по
» (такое название
напоминает о том, что изменяется), а сложный процесс нахождения производной
называется, кроме того, дифференцированием. Если же
и
появляются отдельно, а не
в виде отношения
, то они носят названия дифференциалов.
Чтобы получше познакомить вас с новой терминологией, скажу еще, что в
предыдущем параграфе мы нашли производную от функции
, или просто производную от
. Она
оказалась равной
. Когда вы больше привыкнете к новым
словам, вам станет более понятна сама мысль. Для тренировки давайте найдем
производную более сложной функции. Рассмотрим выражение
, которое может описывать
движение точки. Буквы
так же как и в обычном квадратном
уравнении, обозначают постоянные числа. Нам нужно найти скорость движения,
описываемого этой формулой в любой момент времени
. Рассмотрим для этого момент
, причем к
прибавится некоторая
добавка
,
и найдем, как выражается
через
Поскольку
а
то
.
Но нам нужна не сама величина
, а отношение
. После деления на
получим
выражение
,
которое после устремления
к нулю превратится в
.
В этом состоит процесс взятия производной, или
дифференцирования функций. На самом деле он несколько легче, чем это кажется на
первый взгляд. Заметьте, что если в разложениях, подобных предыдущим, встречаются
члены, пропорциональные
или
или еще более высоким степеням, то
их можно сразу вычеркнуть, поскольку они все равно обратятся в нуль, когда в
конце мы будем
устремлять
к нулю. После небольшой тренировки вы сразу будете видеть, что нужно оставлять,
а что сразу отбрасывать. Существует много правил и формул для дифференцирования
различных видов функций. Их можно либо запомнить, либо пользоваться
специальными таблицами. Небольшой список таких правил приводится в табл. 8.3.
Таблица 8.3. Некоторые производные
- произвольные функции
— произвольнее постоянные.