Главная > Принятие решений в расплывчатых условиях
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

3. РАСПЛЫВЧАТЫЕ ЦЕЛИ, ОГРАНИЧЕНИЯ И РЕШЕНИЯ

В общепринятом подходе главными элементами процесса принятия решения являются: а) множество альтернатив, б) множество ограничений, которые необходимо учитывать при выборе между различными альтернативами, и в) функция предпочтительности, ставящая каждой альтернативе в соответствие выигрыш (или проигрыш), который будет получен в результате выбора этой альтернативы.

При рассмотрении этого процесса с более общих позиций принятия решений в расплывчатых условиях естественной представляется другая логическая - схема, важнейшей чертой которой является симметрия по отношению к целям и ограничениям. Эта симметрия устраняет различия между целями и ограничениями и позволяет довольно просто сформировать на их основе решение.

Действительно, пусть — заданное множество альтернатив. Тогда расплывчатая цель, или просто цель, будет отождествляться с фиксированным расплывчатым множеством в X. Например, если (действительная прямая), а расплывчатая цель формулируется как «х должно быть значительно больше 10», то ее можно представить как расплывчатое множество в с функцией принадлежности, имеющей, скажем, такой вид:

Аналогично цели «х должно быть в окрестности 15» может быть поставлено в соответствие расплывчатое

множество с функцией принадлежности

Отметим, что оба эти множества выпуклы в смысле (11).

При обычном подходе функция предпочтительности, используемая в процессе принятия решения, служит для установления линейной упорядоченности на множестве альтернатив. Очевидно, что функция принадлежности расплывчатой цели выполняет ту же задачу и, конечно, может быть получена из функции предпочтительности с помощью нормализации, сохраняющей установленную линейную упорядоченность. В сущности, такая нормализация приводит к общему знаменателю различные цели и ограничения и позволяет, таким образом, обращаться с ними одинаковым образом. Как мы увидим, это является важным аргументом в пользу того, чтобы в качестве одного из основных компонентов в логической схеме принятия решений в расплывчатых условиях пользоваться понятием цели, а не функции предпочтительности.

Подобным же образом расплывчатое ограничение, или просто ограничение, С в пространстве X определяется как некоторое расплывчатое множество в X. Например, в случае ограничение «х должно находиться приблизительно в диапазоне 2—10» может быть представлено расплывчатым множеством с функцией принадлежности, скажем, вида:

где а — положительное число и — четное положительное число, выбираемое так, чтобы передать смысл, в котором следует понимать «приближение» к интервалу [2, 10]. Если, в частности, положить то в точках функция принадлежности равна в то время как при а при .

Важным аспектом приведенных выше определений является то, что и цель и ограничение рассматриваются как расплывчатые множества в пространстве альтернатив; это, как будет показано ниже, дает возможность не делать между ними различия при формировании решения. В противоположность этому при традиционном подходе к принятию решений множество ограничений считается нерасплывчатым множеством в пространстве альтернатив X, тогда как функция предпочтительности является функцией перехода из X в некоторое другое пространство. Но даже и в этом случае использование множителей Лагранжа и штрафных функций делает очевидным существование некоторого внутреннего сходства между функциями предпочтительности и ограничениями (см. [17], гл.15). Это сходство — а на самом деле тождественность — становится совершенно естественным при нашей формулировке.

Действительно, предположим, например, что расплывчатая цель и расплывчатое ограничение С заданы следующим образом:

[ задаются соответственно формулами (17) и (18).] Заметим, что цель и ограничение С соединены между собой союзом «И», причем, как было указано в разд. 2, «И» соответствует пересечению расплывчатых множеств. Это означает, что в рассматриваемом примере совокупное влияние расплывчатой цели и расплывчатого ограничения С на выбор альтернатив может быть представлено пересечением Функция принадлежности для пересечения задается соотношением

или, в развфнутой форме,

Отметим, что в силу выпуклости расплывчатых множеств множество также является выпуклым.

Обратимся теперь к понятию решения. Интуитивно ясно, что решение — это по существу выбор одной или нескольких из имеющихся альтернатив. Предыдущий пример наводит на мысль, что расплывчатое решение, или просто решение, следует определить как расплывчатое множество в пространстве альтернатив, получающееся в результате пересечения заданных целей и ограничений. Следующее определение уточняет эту мысль.

Определение. Пусть в пространстве альтернатив X заданы расплывчатая цель и расплывчатое ограничение С. Тогда расплывчатое множество образуемое пересечением , называется решением. В символической форме

и соответственно Взаимосвязь между показана на фиг. 1.

В более общем случае, если имеется целей и ограничений, то результирующее решение определяется пересечением всех заданных целей и ограничений, т. е.

и соответственно

Заметим, что в приведенном определении расплывчатого решения цели и ограничения входят в выражение для совершенно одинаковым образом, что и доказывает утверждение о тождественности целей и ограничений в сформулированной нами логической схеме процессов принятия решений в расплывчатых условиях.

Замечание. Определение решения как пересечения целей и ограничений соответствует пониманию союза «И» в «жестком» смысле формулы (4). Если

вопрос об интерпретации союза «И» остается открытым, мы будем говорить, что решение — понимаемое как расплывчатое множество — является слиянием целей и ограничений. Таким образом, «слияние» приобретает смысл «пересечения» или «алгебраического произведения» в зависимости от интерпретации союза «И» в смысле (4) или (8); кроме того, ему может быть приписано какое-либо другое конкретное значение, если возникает необходимость в специальной интерпретации союза «И» [см. замечание после формулы (10)]. Коротко обобщенное определение решения можно сформулировать следующим образом:

Решение = Слияние целей и ограничений.

Фиг. 1.

В качестве иллюстрации к соотношению смотрим простой пример, в котором определяются табл. 1. Образуя конъюнкцию получим таблицу значений для (табл. 2).

Решение в этом случае есть расплывчатое множество

Заметим, что ни одно х из X не принадлежит решению D полностью (т. е. со степенью принадлежности, равной 1). Это, конечно, является следствием того, что заданные цели и ограничения вступают в конфликт друг с другом, исключая тем самым возможность

Таблицы 1 и 2 (см. скан)

существования альтернативы, которая бы полностью им всем удовлетворяла.

Понятие решения как расплывчатого множества в пространстве альтернатив может поначалу показаться несколько искусственным. На самом деле оно совершенно естественно, поскольку расплывчатое решение может рассматриваться как некоторая «инструкция», расплывчатость которой является следствием неточности формулировки поставленных целей и ограничений. Так, в приведенном примере могли бы быть выражены следующими фразами: «х следует взять близким к 5», «х следует взять близким к 3», «х следует взять близким к 4», «х следует взять близким к 6». Тогда решение состоит в том, что «следует взять» «х, близкое к 5». При этом точное значение слова «близко» определяется в каждом случае значением соответствующей функции принадлежности.

Как следует выполнять расплывчатые инструкции типа «х следует взять близким к 5»? Хотя на вопросы такого типа не представляется возможным дать

универсальный ответ, во многих случаях все же разумно выбрать те альтернативы, которые имеют максимальную степень принадлежности к D. В нашем примере этому соответствует .

В общем случае примем, что — расплывчатое решение с функцией принадлежности . Пусть — множество тех точек в X, в которых функция достигает максимума (если он существует). Тогда нерасплывчатое, но, вообще говоря, субнормальное подмножество из определяемое условиями

будет называться оптимальным решением, а каждое из носителя множества — максимиризующим решением. Другими словами, максимизирующее решение — это любая альтернатива в пространстве X, которая максимизирует функцию (скажем, как х = 5 в предыдущем примере). Отметим, что в достаточным условием единственности максимизирующего решения является сильная выпуклость расплывчатого множества D, т. е. выпуклость D и наличие у него унимодальной функции принадлежности.

В определении расплывчатого решения как пересечения или, в более общем смысле, как слияния целей и ограничений подразумевается, что все входящие в цели и ограничения имеют в некотором смысле одинаковую важность. Однако встречаются ситуации, в которых некоторые цели и, возможно, некоторые ограничения являются более важными, чем остальные. В таких случаях решение может быть выражено выпуклой комбинацией целей и ограничений с весовыми коэффициентами, характеризующими относительную важность составляющих элементов. Таким образом, может быть записано в виде

где — функции принадлежности, такие, что

С учетом этого ограничения функции могут быть подобраны так, чтобы передавать относительную важность целей и ограничений . В частности, если нетрудно проверить, что из выражения (22) можно получить любое расплывчатое множество, содержащееся в и включающее . Отметим, что формула (22) напоминает известный способ сведения векторного критерия к скалярному с помощью образования линейной комбинации компонент векторной функции цели.

До сих пор мы ограничивались рассмотрением ситуаций, в которых цели и ограничения являются расплывчатыми множествами в пространстве альтернатив X. Практический интерес представляет более общий случай, когда цели и ограничения — расплывчатые множества в разных пространствах. Пусть — отображение из причем переменной обозначено входное воздействие (причина), а переменной у — соответствующий выход (следствие).

Предположим, что цели заданы как расплывчатые множества в У, в то время как ограничения — расплывчатые множества в пространстве X. Имея расплывчатое множество в У, можно найти расплывчатое множество в X, которое индуцирует в У. Функция принадлежности задается равенством

После этого решение может выражено пересечением множеств . Используя соотношение (23), можно записать в развернутом виде:

где . Таким образом, случай, когда цели и ограничения задаются как расплывчатые множества в разных пространствах, может быть сведен к случаю, когда они задаются в одном и том же пространстве. Соотношение (24) является весьма полезным при анализе многошаговых процессов принятия решений.

Categories

1
email@scask.ru