Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
Глава 8. АНАЛИЗ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ЧАСТОТ8.1. ВВЕДЕНИЕВ этой главе мы хотим определить операцию двумерного преобразования Фурье и обсудить некоторые ее применения в анализе сцен. Наш интерес к этому преобразованию вызван двумя причинами: оно дает одновременно и хороший аппарат для исследования некоторых теоретических аспектов обработки изображений, и удобные средства для реализации таких операций, как сглаживание, повышение резкости и сравнение с эталоном. Прежде чем переходить к деталям, мы должны сделать два замечания. Во-первых, мы предполагаем, что читатель хотя бы слегка знаком с одномерным преобразованием Фурье, которое широко используется в теории связи. Во-вторых, читателя, склонного к цифровым методам, мы спешим уверить, что, хотя наше обсуждение будет проводиться полностью на языке аналоговых функций интенсивности, имеются весьма эффективные цифровые методы вычисления результатов преобразования Фурье для дискретного изображения. Вообще говоря, для выполнения этого преобразования имеются как хорошие аналоговые, так и хорошие цифровые методы. Одновременное развитие оптических средств для изображений в аналоговой форме и так называемого быстрого преобразования Фурье для изображений в цифровой форме удваивает наш интерес к обсуждению возможных применений частотных методов в анализе сцен. Наше обсуждение мы начнем с нескольких фундаментальных определений. Пусть имеется аналоговая функция интенсивности
Определим также обратное преобразование Фурье
Оставим пока в стороне вопросы математического характера о существовании определенных интегралов и посмотрим, в чем заключается смысл этих определений. Можно считать, что формула (2) описывает разложение функции интенсивности Вернемся на короткое время к вопросу о существовании пары преобразований Фурье (1) и (2). Ответ на этот вопрос может показаться не слишком элегантным по форме. Он заключается в следующей совокупности обычно принимаемых достаточных условий: 1) функция g должна быть абсолютно интегрируемой на всей плоскости изображения; 2) функция g должна иметь конечное число разрывов и конечное число максимумов и минимумов в любой прямоугольной области конечных размеров; 3) функция g не должна иметь бесконечных разрывов. Хотя вопрос о существовании преобразования Фурье интересен с математической точки зрения, мы в дальнейшем им заниматься не будем, поскольку проблемы, связанные с существованием определенных интегралов, на практике, как правило, никаких трудностей не вызывают. Нам хотелось бы рассмотреть несколько более детально, какие следствия вытекают из определения пары преобразований Фурье и вчем заключается их смысл. В частности, будет показано, что высокие пространственные частоты соответствуют резким изменениям интенсивности на изображении. Мы видели, что спектр функции интенсивности определяет весовые коэффициенты ее разложения в ряд, составленный из комплексных экспонент; поэтому для понимания смысла преобразования нужно хорошо представлять себе, как выглядит экспоненциальная функция
для заданных значений и величине
или
Таким образом, как показано на рис. 8.1 , области нулевой фазы представляют собой прямые - параллельные линии.
Рис. 8.1. Геометрическое место точек нулевой фазы. (Из книги Дж. Гудмэна «Введение в фурье-оптику». Авторские права 1968 г. издательства McGraw-Hill, Inc. Воспроизводится с разрешения McGraw-Hill Book Company.) Наклон каждой прямой равен
Следовательно, чем выше пространственные частоты, тем теснее расположены линии нулевой фазы. С каждой точкой Попробуем теперь понять, что означает появление пространственной частоты с большой амплитудой в спектре Фурье некоторого изображения. Пусть, например, у нас есть изображение
также вносит значительный вклад в сумму экспонент формулы (2). Предположим теперь, что функция
поскольку это слагаемое преобладает в сумме экспонент выражения (2). Легко показать, что это слагаемое представляет собой вещественную величину; если изобразить ее графически, она будет выглядеть, как волнистая поверхность синусоидальной формы, гребни которой образуют параллельные линии, подобные изображенным на рис. 8.1. Следовательно, каждая симметричная пара пространственных частот Пусть, например, у нас есть функция интенсивности В общем случае края на изображении создают пространственные частоты вдоль линии на плоскости комплексных частот, перпендикулярной краю. Чем резче край, тем дальше от начала координат мы должны уйти по этой линии, чтобы величина весовых коэффициентов стала незначительной. Таким образом, наш качественный вывод заключается в том, что высокие пространственные частоты соответствуют резким краям, низкие — отсутствию краев (т. е. областям с приблизительно постоянным уровнем полутонов), а ориентация пространственной частоты соответствует ориентации края на изображении.
|
1 |
Оглавление
|