Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике 1.7.4 Планирование модельных экспериментовПланирование модельных экспериментов преследует две основные цели: · сокращение общего объема испытаний при соблюдении требований к достоверности и точности их результатов; · повышение информативности каждого из экспериментов в отдельности.
Поиск плана эксперимента производится в так называемом факторном пространстве. Факторное пространство - это множество внешних и внутренних параметров модели, значения которых исследователь может контролировать в ходе подготовки и проведения модельного эксперимента. Поскольку факторы могут носить как количественный, так и качественный характер (например, отражать некоторую стратегию управления), значения факторов обычно называют уровнями. Если при проведении эксперимента исследователь может изменять уровни факторов, эксперимент называется активным, в противном случае — пассивным. Каждый из факторов имеет верхний и нижний уровни, расположенные симметрично относительно некоторого нулевого уровня. Точка в факторном пространстве, соответствующая нулевым уровням всех факторов, называется центром плана. Интервалом варьирования фактора называется некоторое число , прибавление которого к нулевому уровню дает верхний уровень, а вычитание — нижний. Как правило, план эксперимента строится относительно одного (основного) выходного скалярного параметра , который называется наблюдаемой переменной. Предполагается, что значение наблюдаемой переменной, полученное в ходе эксперимента, складывается из двух составляющих: , где - функция отклика (неслучайная функция факторов); - ошибка эксперимента (случайная величина); - точка в факторном пространстве. Очевидно, что является случайной переменной, так как зависит от случайной величины . Дисперсия наблюдаемой переменной, которая характеризует точность измерений, равна дисперсии ошибки опыта: . называют дисперсией воспроизводимости эксперимента. Она характеризует качество эксперимента. Эксперимент называется идеальным при . Существует два основных варианта постановки задачи планирования имитационного эксперимента: 1. Из всех допустимых выбрать такой план, который позволил бы получить наиболее достоверное значение функции отклика) при фиксированном числе опытов. 2. Выбрать такой допустимый план, при котором статистическая оценка функции отклика может быть получена с заданной точностью при минимальном объеме испытаний. Решение задачи планирования в первой постановке называется стратегическим планированием эксперимента, во второй - тактическим планированием.
Стратегическое планирование имитационного эксперимента.
Цель методов стратегического планирования имитационных экспериментов - получение максимального объема информации об исследуемой системе в каждом эксперименте (наблюдении). При стратегическом планировании эксперимента должны быть решены две основные задачи: 1) идентификация факторов; 2) выбор уровней факторов. Под идентификацией факторов понимается их ранжирование по степени влияния на значение наблюдаемой переменной (показателя эффективности). Первичные - это те факторы, в исследовании влияния которых экспериментатор заинтересован непосредственно. Вторичные - факторы, которые не являются предметом исследования, но влиянием которых нельзя пренебречь. Выбор уровней факторов производится с учетом двух противоречивых требований: 1) уровни фактора должны перекрывать (заполнять) весь возможный диапазон его изменения; 2) общее количество уровней по всем факторам не должно приводить к чрезмерному объему моделирования. Задачей стратегического планирования эксперимента является отыскание компромиссного решения, удовлетворяющего этим требованиям. Эксперимент, в котором реализуются все возможные сочетания уровней факторов, называется полным факторным экспериментом (ПФЭ). Общее число различных комбинаций уровней в ПФЭ для факторов можно вычислить так: , где - число уровней - го фактора. Если число уровней для всех факторов одинаково, то ( - число уровней). Недостаток ПФЭ - большие временные затраты на подготовку и проведение. Поэтому использование ПФЭ целесообразно только в том случае, если в ходе имитационного эксперимента исследуется взаимное влияние всех факторов, фигурирующих в модели. Если такие взаимодействия считают отсутствующими или их эффектом пренебрегают, проводят частичный факторный эксперимент (ЧФЭ). На практике применяются различные варианты построения планов ЧФЭ. 1. Рандомизированный план - предполагает выбор сочетания уровней для каждого прогона случайным образом. 2. Латинский план («латинский квадрат») - используется в том случае, когда проводится эксперимент с одним первичным фактором и несколькими вторичными. Суть такого планирования состоит в следующем. Если первичный фактор А имеет уровней, то для каждого вторичного фактора также выбирается уровней. Выбор комбинации уровней факторов выполняется на основе специальной процедуры. Пусть в эксперименте используется первичный фактор А и два вторичных фактора - В и С; число уровней факторов равно 4. Соответствующий план можно представить в виде квадратной матрицы размером (44) относительно уровней фактора А. При этом матрица строится таким образом, чтобы в каждой строке и в каждом столбце данный уровень фактора А встречался только один раз (табл. 1.4). Таблица 1.4. Пример латинского плана
В результате имеем план, требующий 44=16 прогонов, в отличие от ПФЭ, для которого нужно прогона. 3. Эксперимент с изменением факторов по одному. Суть его состоит в том, что один из факторов «пробегает» все уровней, а остальные факторов поддерживаются постоянными. Такой план обеспечивает исследование эффектов каждого фактора в отдельности. Он требует всего прогонов (- число уровней - го фактора). 4. Дробный факторный эксперимент. Каждый фактор имеет два уровня – нижний и верхний, поэтому общее число вариантов эксперимента , - число факторов. Тактическое планирование эксперимента Совокупность методов установления необходимого объема испытаний относят к тактическому планированию экспериментов. Поскольку точность оценок наблюдаемой переменной характеризуется ее дисперсией, то основу тактического планирования эксперимента составляют так называемые методы понижения дисперсии. Так как имитационное моделирование представляет собой статистический эксперимент, то при его проведении необходимо не только получить достоверный результат, но и обеспечить его «измерение» с заданной точностью. В общем случае объем испытаний (величина выборки), необходимый для получения оценок наблюдаемой переменной с заданной точностью, зависит от следующих факторов: • вида распределения наблюдаемой переменной (при статистическом эксперименте она является случайной величиной); • коррелированности между собой элементов выборки; • наличия и длительности переходного режима функционирования моделируемой системы. Если исследователь не обладает перечисленной информацией, то у него имеется единственный способ повышения точности оценок истинного значения наблюдаемой переменной - многократное повторение прогонов модели для каждого сочетания уровней факторов, выбранного на этапе стратегического планирования эксперимента. Такой подход получил название «формирование простой случайной выборки» (ПСВ). При таком подходе общее число прогонов модели, необходимое для достижения цели моделирования, равно произведению (- число сочетаний уровней факторов по стратегическому плану; - число прогонов модели для каждого сочетания, вычисленное при тактическом планировании). Поэтому даже при использовании ПСВ до начала испытаний необходимо определить тот минимальный объем выборки, который обеспечит требуемую точность результатов. Основной недостаток методов планирования, основанных на использовании простой случайной выборки, - медленная сходимость выборочных средних к истинным средним с ростом объема выборки (пропорционально значению ). Это приводит к необходимости использования методов уменьшения ошибок, не требующих увеличения . Такие методы называются методами понижения дисперсии и делятся на три группы: активные (предусматривают формирование выборки специальным образом); пассивные (применяются после того, как выборка уже сформирована); косвенные (в которых для получения оценок наблюдаемой переменной используются значения некоторых вспомогательных величин).
|
1 |
Оглавление
|