Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике 1.2. Имитация банковской системыВ качестве примера имитационного моделирования рассмотрим обслуживание кассиром клиентов в банке. Клиенты прибывают в банк, ожидают обслуживания, если кассир занят, обслуживаются и затем покидают банк. Клиенты, прибывающие в банк в тот момент, когда кассир занят, ожидают в единственной к нему очереди. Для простоты мы предполагаем, что момент прибытия клиента и время обслуживания его кассиром известны для каждого клиента (табл. 1.1). Наша цель состоит в ручной имитации функционирования описанной выше системы для того, чтобы определить, какой процент времени кассир свободен и каково среднее время пребывания клиента в банке.
Таблица 1.1 Моменты прибытия и время обслуживания клиентов
Итоги ручной имитации в соответствии с исходными данными, представленными в табл. 1.1, приводятся в табл. 1.2. При этом предполагалось, что в начальный момент времени в системе нет клиентов, кассир свободен и первый клиент прибывает в момент времени, равный 3,2 мин. В табл. 1.2 первый и второй столбцы взяты из табл. 1.1. Время начала обслуживания, приведенное в третьем столбце, зависит от того, покинул ли предыдущий клиент банк. Оно принимается равным наибольшему значению из времен прибытия данного клиента и ухода предыдущего. Время ухода, приведенное в четвертом столбце, вычисляется как сумма соответствующего элемента третьего столбца и времени обслуживания данного клиента, которое определяется по табл. 1.1. Значение времени нахождения каждого клиента в очереди и в банке вычисляется, как показано в табл. 1.2. Средние значения этих переменных соответственно равны 2,61 и 5,81 мин.
Таблица 1.2 Ручное моделирование работы банка
Таблица 1.2 содержит итоговую информацию, относящуюся к клиенту, но не содержит сведений о кассире и размере очереди к нему. Для получения такой информации необходимо исследовать события, связанные с этой ситуацией. Логика обработки событий прибытия и ухода зависит от состояния системы в момент наступления этих событий. При наступлении события «прибытие клиента» в банк дальнейшая ситуация определяется состоянием кассира. Если кассир свободен, он переходит в состояние «занят» и приступает к обслуживанию клиента. При этом планируется событие «уход данного клиента» в момент времени, равный текущему времени плюс продолжительность его обслуживания. Если же кассир занят, обслуживание клиента не может начаться, и, следовательно, он встает в очередь (длина очереди увеличивается на 1). Логика обработки события «уход клиента из банка» зависит от длины очереди. Если в очереди есть хотя бы один клиент, кассир остается в состоянии «занят», длина очереди уменьшается на 1 и для первого клиента из очереди планируется событие ухода. Если же очередь пуста, кассир переводится в состояние «свободен».
Таблица 1.3 Событийно-ориентированное описание имитации работы банковского кассира
В табл. 1.3 приводится событийно-ориентированное описание состояния кассира и числа клиентов в банке (события расположены в хронологическом порядке). На рис. 1.1 приведены графики изменения значений этих переменных состояний во времени. Результаты имитации показывают, что в течение первых 40 мин работы в банке в среднем одновременно находилось 1,4525 клиента, а кассир был свободен 20% времени.
Для расположения событий прихода и ухода в хронологическом порядке необходимо вести запись (календарь) событий, подлежащих последующей обработке (будущих событий). Это осуществляется путем фиксирования моментов наступления следующего события прихода и следующего события ухода. Сравнение этих моментов определяет затем выбор одного из событий для обработки. Такой упорядоченный список событий обычно называется файлом, или календарем событий.
|
1 |
Оглавление
|