Главная > Разработка имитационных моделей в среде MatLab
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

1.2. Имитация банковской системы

В качестве примера имитационного моделирования рассмот­рим обслуживание кассиром клиентов в банке. Клиенты прибы­вают в банк, ожидают обслуживания, если кассир занят, обслу­живаются и затем покидают банк. Клиенты, прибывающие в банк в тот момент, когда кассир занят, ожидают в единствен­ной к нему очереди. Для простоты мы предполагаем, что мо­мент прибытия клиента и время обслуживания его кассиром известны для каждого клиента (табл. 1.1). Наша цель состоит в ручной имитации функционирования описанной выше систе­мы для того, чтобы определить, какой процент времени кассир свободен и каково среднее время пребывания клиента в банке.

 

Таблица 1.1 Моменты прибытия и время обслуживания клиентов

Номер клиента

Момент прибытия, мин

Время обслуживания, мин

1

3,2

3,8

2

10,9

3,5

3

13,2

4,2

4

14,8

3,1

5

17,7

2,4

6

19,8

4,3

7

21,5

2,7

8

26,3

2,1

9

32,1

2,5

10

36,6

3,4

Итоги ручной имитации в соответствии с исходными данны­ми, представленными в табл. 1.1, приводятся в табл. 1.2. При этом предполагалось, что в начальный момент времени в си­стеме нет клиентов, кассир свободен и первый клиент прибыва­ет в момент времени, равный 3,2 мин.

В табл. 1.2 первый и второй столбцы взяты из табл. 1.1. Время начала обслуживания, приведенное в третьем столбце, зависит от того, покинул ли предыдущий клиент банк. Оно при­нимается равным наибольшему значению из времен прибытия данного клиента и ухода предыдущего. Время ухода, при­веденное в четвертом столбце, вычисляется как сумма соответ­ствующего элемента третьего столбца и времени обслуживания данного клиента, которое определяется по табл. 1.1. Значение времени нахождения каждого клиента в очереди и в банке вы­числяется, как показано в табл. 1.2. Средние значения этих пе­ременных соответственно равны 2,61 и 5,81 мин.

 

Таблица 1.2 Ручное моделирование работы банка

Номер клиента (1)

 

Момент прибытия,       мин (2)

Момент начала обслуживания, мин (3)

Момент ухода, мин (4)

Время ожидания в очереди, мин (5)=(3)-(2)

Время пребывания в банке, мин (6)=(4)-(2)

1

3,2

3,2

7

0

3,8

2

10,9

10,9

14,4

0

3,5

3

13,2

14,4

18,6

1,2

5,4

4

14,8

18,6

21,7

3,8

6,9

5

17,7

21,7

24,1

4,0

6,4

6

19,8

24,1

28,4

4,3

8,6

7

21,5

28,4

31,1

6,9

9,6

8

26,3

31,1

33,2

4,8

6,9

9

32,1

33,2

35,7

1,1

3,6

10

36,6

36,6

40,0

0

3,4

 

Таблица 1.2 содержит итоговую информацию, относящуюся к клиенту, но не содержит сведений о кассире и размере оче­реди к нему. Для получения такой информации необходимо ис­следовать события, связанные с этой ситуацией.

Логика обработки событий прибытия и ухода зависит от состояния системы в момент наступления этих событий. При наступлении события «прибытие клиента» в банк дальнейшая ситуация определяется состоянием кассира. Если кассир сво­боден, он переходит в состояние «занят» и приступает к обслу­живанию клиента. При этом планируется событие «уход дан­ного клиента» в момент времени, равный текущему времени плюс продолжительность его обслуживания. Если же кассир занят, обслуживание клиента не может начаться, и, следова­тельно, он встает в очередь (длина очереди увеличивается на 1). Логика обработки события «уход клиента из банка» за­висит от длины очереди. Если в очереди есть хотя бы один кли­ент, кассир остается в состоянии «занят», длина очереди умень­шается на 1 и для первого клиента из очереди планируется событие ухода. Если же очередь пуста, кассир переводится в состояние «свободен».

 

 

Таблица 1.3 Событийно-ориентированное описание имитации работы банковского кассира

Время события, мин

 

Номер клиента

Тип события

Длина очереди

Число клиентов

Состояние кассира

Время простоя кассира, мин

0

-

Начало

0

0

Свободен

-

3,2

1

Приход

0

1

Занят

3,2

7,0

1

Уход

0

0

Свободен

0

10,9

2

Приход

0

1

Занят

3,9

13,2

3

Приход

1

2

Занят

0

14,4

2

Уход

0

1

Занят

0

14,8

4

Приход

1

2

Занят

0

17,7

5

Приход

2

3

Занят

0

18,6

3

Уход

1

2

Занят

0

19,8

6

Приход

2

3

Занят

0

21,5

7

Приход

3

4

Занят

0

21,7

4

Уход

2

3

Занят

0

24,1

5

Уход

1

2

Занят

0

26,3

8

Приход

2

3

Занят

0

28,4

6

Уход

1

2

Занят

0

31,3

7

Уход

0

1

Занят

0

32,1

9

Приход

1

2

Занят

0

33,2

8

Уход

0

1

Занят

0

35,7

9

Уход

0

0

Свободен

0

36,6

10

Приход

0

1

Занят

0,9

40,0

10

Уход

0

0

Свободен

0

В табл. 1.3 приводится событийно-ориентированное описание состояния кассира и числа клиентов в банке (события распо­ложены в хронологическом порядке). На рис. 1.1 приведены графики изменения значений этих переменных состояний во времени. Результаты имитации показывают, что в течение пер­вых 40 мин работы в банке в среднем одновременно находилось 1,4525 клиента, а кассир был свободен 20% времени.

 

 

Для расположения событий прихода и ухода в хронологи­ческом порядке необходимо вести запись  (календарь) собы­тий, подлежащих последующей обработке (будущих событий). Это осуществляется путем фиксирования моментов наступления следующего события прихода и следующего события ухода. Сравнение этих моментов определяет затем выбор одного из со­бытий для обработки. Такой упорядоченный список событий обычно называется файлом, или календарем событий.

 

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru