Главная > Лазеры. Основы устройства и применение
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

2.7. ЛАЗЕРНАЯ СИСТЕМА ПОСАДКИ

Авиаторам хорошо известно, что самым сложным участком полета является посадка. Именно здесь на летчика: обрушивается наибольшее количество информации, которую нужно проанализировать и принять решение. И все это в условиях близости земли, при угрозе столкновения с ней. Эта задача еще более усложняется ночью и, что еще хуже, — при плохой видимости.

Обеспечение безопасности полетов, связанное с увеличением точности систем посадки, снижением ограничений по метеоусловиям, с комфортностью работы экипажа в экстремальных условиях, является очень актуальным. На это были направлены усилия многих ученых и инженеров. Появление лазеров стимулировало усилия разработчиков систем посадки самолета. Впервые такая система была разработана и внедрена в СССР на аэродромах Министерства ГА СССР. Ее автором является инженер Бережной [11]. Система получила название «Глиссада». Она прошла испытания и запатентована в ряде стран. В основу системы положен принцип

навигации по линейным ориентирам. Такими ориентирами являются лучи лазеров, установленных вблизи взлетно-посадочной полосы (ВПП) и создающих в пространстве определенную геометрическую картину. По положению этой картины, образованной лучами в пространстве, летчик, выполняющий посадку, может судить о правильности выдерживания траектории по курсу, снижения по глиссаде, о расстоянии до ВПП, высоте пролета над дальним и ближним проводами, о крене самолета. Интересно, что при этом на борту самолета нет необходимости устанавливать какую-либо дополнительную аппаратуру. Наземное оборудование состоит из пяти лазеров, устанавливаемых так, как показано на рис. 34 [11] вблизи посадочной полосы в самом ее начале. Два же лазера помещаются в конце ВПП, их излучение направлено вдоль полосы по ее краям. Они отмечают боковые границы ВПП. Два лазера из пяти названных установлены в начале ВПП и их излучение направлено вверх под определенным углом, образуя коридор посадки, — это глиссадные лазеры. Еще три лазера установлены в начале ВПП, их излучение также направлено вдоль по глиссаде планирования, однако все три луча пересекаются в одной точке на определенной высоте. Они обозначают фиксированную точку на траектории посадки, которая может быть задана в любом месте. Очевидно, что в лазерной системе посадки используютсялазеры с излучением, лежащим в видимой области спектра, в зоне максимальной чувствительности человеческого глаза. Однако предложенная схема позволяет избежать нежелательного действия лазерного излучения на органы зрения летчика, так как во время пилотирования лазерные лучи располагаются ниже и в стороне от самолета. При правильном пилотировании летчик не попадает в лазерный луч, что является бесспорным достоинством системы «Глиссада». Эти лучи уверенно наблюдаются летчиком как ночью, так и в условиях дымки и тумана. При подлете к ВПП сбоку летчик вначале видит только начальные участки лучей (возле источника излучения), а затем они начинают постепенно увеличиваться по мере приближения к ВПП. После разворота, тогда, когда самолет развернут вдоль ВПП, летчик видит направления всех лучей. При хорошей видимости (дальность 5... 10 км) боковая видимость луча составляет 100... 150 м. В условиях выпадения осадков, из-за рассеивания на

(кликните для просмотра скана)

капельках дождя излучения лазера боковая дальность видимости луча возрастает до 200...250 м. Такой же эффект наблюдается и при дымке. Узкий луч лазера ( рад) позволяет летчику выдерживать параметры полета при посадке с большой точностью. По изменению пространственного положения лучей летчик легко обнаруживает линейные отклонения от посадочного курса и глиссады в пределах 0,5... 1,0 м. На рис. 34 видно, что наблюдает летчик на индикаторе бортового прибора, когда приближается к ВПП и находится от нее еще на значительном расстоянии. Если самолет не имеет отклонений по глиссаде и курсу, то он видит правильную конфигурацию лучей (смотри центральную часть рисунка). При отклонениях по курсу и по глиссаде конфигурация лучей нарушается.

На следующем рисунке приведена конфигурация лучей, наблюдаемая летчиком в момент нахождения над фиксированной точкой. Он видит также простую конфигурацию, которая дает ему информацию о том, что он проходит маркер. В левой части рисунка показано, что видит летчик при крене самолета, а в правой — что он видит при нахождении на ВПП: точно по оси, или справа, или слева от ее центра находится пилотируемый им самолет. Лазерная система «Глиссада» является очень простой, легко разворачиваемой на неподготовленных аэродромах, достаточно дешевой и просто комплектуемой с любыми стоящими на аэродроме системами.

Ее основные преимущества сформулированы следующим образом:

имеется возможность производить приземление самолетов с точностью, превосходящей точность существующих инструментальных систем посадки;

пространственные ориентиры, образованные лазерными лучами системы за счет рассеяния на неоднородностях атмосферы, на каплях дождя и частицах дымки, хорошо обнаруживаются в сумерках и ночью с удалений, превышающих дальность метеовидимости в 2,5- 3 раза;

система пространственных ориентиров позволяет летчику установить уверенный контакт с землей гораздо раньше, чем он начнет различать ориентиры на поверхности аэродрома, и раньше, чем он установит контакт с огнями малой интенсивности, располагаемыми на аэродроме.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru