Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше
Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике
§ 2. Обратные операции
Кроме
прямых операций сложения, умножения и возведения в степень, существуют обратные
операции. Их можно определить так. Предположим, что нам заданы
и
; как найти
, удовлетворяющее
уравнениям
,
,
? Если
, то
определяется при
помощи вычитания:
. Столь же проста операция деления:
если
,
то
; это
решение уравнения
«задом наперед». Если вам встретится
степень:
,
то надо запомнить, что
называется корнем
-й степени из
. Например, на
вопрос: «Какое число, будучи возведенным в куб, дает 8?» - следует отвечать:
«Кубический корень из 8, т. е. 2». Обратите внимание, что, когда дело доходит
до степени, появляются две обратные операции. Действительно, ведь раз
и
- различные
числа, то можно задать и такой вопрос: «В какую степень надо возвести 2, чтобы
получить 8?» В этом случае приходится брать логарифм. Если
, то
. Не надо пугаться
громоздкой записи числа
в этом случае; находить его так же
просто, как и результаты других обратных операций. Хотя логарифм «проходят»
гораздо позже корня, это такая же простая вещь: просто-напросто это разного
сорта решения алгебраических уравнений. Выпишем вместе прямые и обратные
операции:
а)
сложение а') вычитание
б)
умножение б') деление
в)
возведение в степень в') извлечение корня
г)
возведение в степень г') взятие логарифма
|
(22.2)
|
В
чем же идея? Выписанные соотношения верны для целых чисел, потому что они
выводятся из определений сложения, умножения и возведения в степень. Подумаем,
нельзя ли расширить класс объектов, которые по-прежнему будут обозначаться
буквами
и
и для
которых по-прежнему будут верны все сформулированные нами правила, хотя
сложение уже нельзя будет понимать как последовательное увеличение числа на
единицу, а возведение в степень - как последовательное перемножение целых чисел.