§ 3. Шаг в сторону и обобщение
Если
кто-нибудь, усвоив наши определения, приступит к решению алгебраических
уравнений, он быстро натолкнется на неразрешимые задачи. Решите, например,
уравнение
.
Вам придется в соответствии с определением вычитания найти число, которое дает
3, если к нему добавить 5. Перебрав все целые положительные числа (а ведь в
правилах говорится только о таких числах), вы скажете, что задача не решается.
Однако можно сделать то, что потом станет системой, великой идеей: наткнувшись
на неразрешимую задачу, надо сначала отойти в сторону, а затем обобщить. Пока
алгебра состоит для нас из правил и целых чисел. Забудем о первоначальных
определениях сложения и умножения, но сохраним правила (22.1) и (22.2) и предположим,
что они верны вообще не только для целых положительных чисел (для них эти
правила были выведены), а для более широкого класса чисел. Раньше мы записывали
целые положительные числа в виде символов, чтобы вывести правила; теперь
правила будут определять символы, а символы будут представителями каких-то
более общих чисел. Манипулируя правилами, можно показать, что
. Давайте
определим новые числа:
,
,
,
и т. д. и назовем их целыми
отрицательными числами. После этого мы сможем решить все задачи на вычитание.
Теперь вспомним и о других правилах, например
; это даст нам правило умножения
отрицательных чисел. Перебрав все правила, мы увидим, что они верны как для
положительных, так и для отрицательных чисел.
Мы
значительно расширили область действия наших правил, но достигли этого ценой
изменения смысла символов.
Уже
нельзя, например, сказать, что умножить 5 на -2 значит сложить 5 минус два
раза. Эта фраза бессмысленна. Тем не менее, пользуясь правилами, вы всегда
получите верный результат.
Возведение
в степень приносит новые хлопоты. Кто-нибудь обязательно захочет узнать, что
означает символ
.
Мы знаем, что
это
решение уравнения
. Следовательно, мы знаем, что
. Теперь можно
разделить на
,
тогда
Еще
одно усилие, и вот окончательный результат:
. Таким образом, мы установили, что
возведение числа в отрицательную степень сводится к делению единицы на число,
возведенное в положительную степень. Все было бы хорошо, если бы
не было
бессмысленным символом. Ведь
- это целое положительное или
отрицательное число, значит,
больше единицы, а мы не умеем делить
единицу на числа, большие чем единица!
Система
так система. Натолкнувшись на неразрешимую задачу, надо расширить царство
чисел. На этот раз нам трудно делить: нельзя найти целого числа ни
положительного, ни отрицательного, которое появилось бы в результате деления 3
на 5. Так назовем это и другие подобные ему числа рациональными дробями и
предположим, что дроби подчиняются тем же правилам, что и целые числа. Тогда мы
сможем оперировать дробями так же хорошо, как и целыми числами.
Еще
один пример на степень: что такое
? Мы знаем только, что
, ибо это
определение числа
, и еще, что
ибо это одно из правил.
Вспомнив определение корня, мы получим
. Определяя таким образом дроби, мы
не вводим никакого произвола. Сами правила следят за тем, чтобы подстановка
дробей вместо написанных нами символов не была бессмысленной процедурой.
Замечательно, что эти правила справляются с дробями так же хорошо, как и с
целыми числами (положительными и отрицательными)!
Пойдем
дальше по пути обобщения. Существуют ли еще уравнения, которых мы не научились
решать? Конечно. Например, нам не под силу уравнение
. Невозможно найти рациональную
дробь, квадрат которой равен 2. В наше время это выяснить довольно просто. Мы
знаем десятичную систему и не пугаемся бесконечной десятичной дроби, которую
можно использовать для приближения корня из двух. Хотя идея такого приближения
появилась еще у древних греков, однако усваивалась она с большим трудом. Чтобы
точно сформулировать суть такого приближения, надо постичь такие высокие
материи, как непрерывность и соотношения порядка, а это очень трудный шаг. Это
сделал Дедекинд очень точно и очень формально. Однако, если не заботиться о
математической строгости, легко понять, что числа типа
можно представить в виде
целой последовательности десятичных дробей (потому что если остановиться на
какой-нибудь десятичной дроби, то получится рациональное число), которая все
ближе и ближе подходит к желанному результату. Этих знаний нам вполне
достаточно; они позволят свободно обращаться с иррациональными числами и
вычислять числа типа
с нужной точностью.