5.3. ИНИЦИИРУЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ ТЕЛ, ВНОСИМЫХ В ОБЛАКА
Существует еще один вид воздействий на облака, не проявляющиеся как грозовые, который может привести к возникновению в облаках грозовых разрядов. Было обнаружено, что иногда наблюдаются удары молнии в самолеты и ракеты в облаках, в которых грозовые разряды при их отсутствии не обнаруживаются. Из анализа 150 случаев поражений самолетов Харрисон (см. в [298]) получил, что в 55% случаев до и после удара молнии в самолет естественные разряды не наблюдались. Возникло представление о том, что самолет своим присутствием вызывает грозовой разряд, который естественным образом не мог бы произойти.
Наблюдения Фицджеральда [298], Кобба и Холитца [268] показали, что фактическая вероятность поражения самолета в грозовых облаках, особенно находящихся в стадии диссипации, больше рассчитанной.
Брук и др. [245] приводят данные о поражении молниями ракеты-носителя космического корабля «Аполлон-12» при полете через конвективное негрозовое облако на высотах 2 и 4,2 км.
«Спусковое» действие самолета или ракеты, приводящее к возникновению разряда, заключается в изменении напряженности
поля до критических значений. Оно может быть вызвано изменениями, которые происходят в поле при внесении в него проводящего продолговатого тела. При этом необходимо учитывать, что выхлопные газы, имеющие высокую проводимость, как бы удлиняют тело; это особенно характерно для ракет. Кроме того, изменения поля могут иметь своей причиной интенсивную электризацию самолета в облаках.
Изучение избирательности точек поражения самолетов ударами молнии показало, что не было случаев поражения выхлопных дюз, хотя этого, казалось, следовало бы ожидать, поскольку выхлопные газы значительно увеличивают зону проводимости [63]. Интересно, что, согласно опытам И. С. Стекольникова [173], ионизация воздуха, при которой число ионов обоих знаков примерно одинаковое, почти не влияет на условия распространения длинных искровых разрядов; это может быть причиной отсутствия поражений выхлопных дюз.
И. М. Имянитов [63] произвел оценку зависимости вероятности поражения самолета от его конфигурации, которая для простоты аппроксимировалась вытянутым эллипсоидом, и от его заряда. Оказалось, что первый фактор может привести к увеличению вероятности на один порядок, а второй — даже на два порядка. Эти расчеты дают для заряженного современного самолета значение вероятности
что находится в согласии с данными, полученными Фицджеральдом в полетах:
Существование большого влияния зарядов самолета на вероятность его поражения следует и из того, что перед ударом молнии с самолета начинается интенсивный коронный разряд, о котором сообщают некоторые авторы [63, 268].