Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
§ 7. МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ НЕКОТОРЫХ БЕСКОНЕЧНЫХ ИГРБесконечной игрой называется игра, в которой по крайней мере одна из сторон имеет бесконечное множество стратегий. Общие методы решения таких игр еще мало разработаны. Однако для практики могут представлять интерес некоторые частные случаи, которые допускают сравнительно простое решение. Рассмотрим игру двух противников А и В, каждый из которых имеет бесконечное (несчетное) множество стратегий; эти стратегии для игрока А соответствуют различным значениям непрерывно меняющегося параметра Анализ функции выигрыша функции
затем ищется максимальное из этих значений по всем х (максимин):
Верхняя цена игры (мини-макс) определяется аналогично:
Рассмотрим случай, когда
Рис. 7.1. Равенство
Рис. 7.2. Значение а
Наличие седловой точки означает, что данная бесконечная игра имеет решение в области чистых стратегий; представляют собой оптимальные чистые стратегии А и В. В общем случае, когда В случае, когда бесконечная игра не имеет седловой точки, можно дать наглядную геометрическую интерпретацию нижней и верхней цене игры. Рассмотрим бесконечную игру с функцией выигрыша
Рис. 7.3. Получим некоторую фигуру, ограниченную с боков прямыми Рассмотрим два элементарных примера бесконечных игр. Пример 1. Игроки А и В имеют каждый несчетное множество возможных стратегий х и у, причем
Рис. 7.4. Функция выигрыша задана выражением
Найти решение игры. Решение. Поверхность
Определим верхнюю цену игры. Для этого найдем при фиксированном у
В данном случае максимум достигается всегда на границе интервала
Рис. 7.5.
Рис. 7.6. Изобразим графики этих функций (рис. 7.6), т. е. проекцию поверхности плоскость В данном случае верхняя цена игры совпадает с цеиой игры Действительно, игрок А может применить смешанную стратегию
Нетрудно убедиться, что эта величина при любых значениях у между 0 и 1 имеет значение не меньшее
Таким образом, игрок А применением данной смешанной стратегии может гарантировать себе выигрыш, равный верхней цене игры; так как цена игры не может быть больше верхней цены, то данная стратегия
Остается найти оптимальную стратегию игрока В, Очевидно, что если цена игры
Пример 2. Сторона («мы») ведет стрельбу по самолету В противника. Для того чтобы уклониться от обстрела, противник может маневрировать с некоторой перегрузкой у, которой он по своему усмотрению может придавать значения от В борьбе с противником мы можем применять прицельные приспособления, основанные на той или иной гипотезе о движении цели за время полета снаряда. Перегрузка Наша задача — поразить противника; задача противника — остаться непораженным. Вероятность поражения для данных х и у приближенно выражается формулой
где у — перегрузка, применяемая противником; х — перегрузка, учтенная в прицеле.
Рис. 7.7. Требуется определить оптимальные стратегии обеих сторон. Решение, Очевидно, решение игры не изменится, если мы положим Функция выигрыша Это — цилиндрическая поверхность, образующие которой параллельны биссектрисе координатного угла Пользуясь предложенной выше геометрической интерпретацией нижней и верхней цены игры, находим Игра не имеет седловой точки; решение нужно искать в области смешанных стратегий. Задача до некоторой степени аналогична задаче предыдущего примера. Действительно, при малых значениях к функция ролями игроков А и В; т. е. нашей оптимальной стратегией будет чистая стратегия
будет состоять в том, чтобы с одинаковыми частотами применять крайние стратегии
Рис. 7.8.
Рис. 7.9. Легко доказать, что это решение будет справедливо для значений
и при нашей стратегии
которая для значений При Очевидно, при
Рис. 7.10. Следовательно, решение игры будет зависеть от k. Зададим конкретное значение k, например Приравнивая нулю производную функции
Это уравнение имеет три корня:
Докажем, что решением игры в данном случае будет следующая пара стратегий:
При нашей стратегии и стратегии противника у средний выигрыш равен
Найдем минимум
Полагая
что больше, чем
Теперь допустим, что противник применяет стратегию
Но мы выбрали
т. е. противник применением стратегии может не допустить проигрыша, большего 0,530; следовательно, Заметим, что выигрыш
которую мы могли бы обеспечить себе, применяя свою максиминную стратегию Одним из практических способов решения бесконечных игр является их приближенное сведение к конечным. При этом целый диапазон возможных стратегий каждого игрока условно объединяется в одну стратегию. Таким способом, разумеется, можно получить только приближенное решение игры, но в большинстве случаев точного решения и не требуется. Однако нужно иметь в виду, что при применении этого приема могут появиться решения в области смешанных стратегий даже в случаях, когда решение исходной бесконечной игры возможно в чистых стратегиях, т. е. когда бесконечная игра имеет седловую точку. Если путем сведения бесконечной игры к конечной получено смешанное решение, в которое входят только две соседние «полезные» стратегии, то имеет смысл попытаться применить промежуточную между ними чистую стратегию исходной бесконечной игры. В заключение заметим, что бесконечные игры в отличие от конечных могут и не иметь решения. Приведем пример бесконечной игры, не имеющей решения. Два игрока называют каждый любое целое число. Назвавший большее число получает от другого 1 рубль. Если оба назвали одно и то же число, игра заканчивается вничью. Игра, очевидно, не может иметь решения. Однако существуют классы бесконечных игр, для которых решение заведомо существует. В частности, можно доказать, что если в бесконечной игре возможные стратегии х, у игроков А, В непрерывно заполняют некоторые промежутки и функция выигрыша
|
1 |
Оглавление
|