Главная > ФИГУРЫ РАВНОВЕСИЯ ЖИДКОЙ МАССЫ (А. Пуанкаре)
Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

Книги А. Пуанкаре увлекают, учат, восхищают. В студенческие годы я испытал это при изучении книги «Лекции по небесной механике». Навсегда осталось впечатление о силе аналитического метода в науке, великолепно продемонстрированной знаменитым французским ученым.

Предлагаемое сочинение Пуанкаре представляет один из 27 (!) курсов по математической физике для студентов Сорбонны, прочитанного в 1899 году. Главная тема этой книги пришла из задач астрономии: дана вращающаяся масса гравитирующей жидкости; требуется выяснить те формы, которые она может принимать в состоянии относительного равновесия.

Теория фигур равновесия имеет давнюю и интересную историю. Вначале развитие шло медленно. До 1885 г. ученый мир знал только две фигуры относительного равновесия – сфероиды Маклорена и эллипсоиды Якоби (кольца и эллипсоиды Римана здесь не в счет). К первым, открытым в 1742 г., успели привыкнуть и принять за эталон, со вторыми, известными с 1834 г., хотя и смирились, но иногда пеняли им за дерзкое покушение на столь любимую еще древними вращательную симметрию. Инерция мышления умеет маскироваться! Но каково же было удивление, когда в 1884 г. русский математик А.М.Ляпунов и годом позднее, в 1885 г., А. Пуанкаре совершенно независимо друг от друга открывают не одну и не две, а целый букет новых фигур равновесия. Оказывается, что в окрестности определенных сфероидов Маклорена и эллипсоидов Якоби (их множество бесконечное, хотя и счетное!) существуют неэллипсоидальные фигуры относительного равновесия, отдаленно напоминающие по форме то груши, то рубчатые дыни, волнистые патиссоны и другие фрукты и овощи. Вначале эти исследования ограничивались первым приближением, пренебрегая квадратами толщины возмущающего слоя, наложенного на жидкий эллипсоид. А вот безукоризненно строгое доказательство существования неэллипсоидальных форм дано Ляпуновым значительно позднее, в классической работе 1912 года.

Это блестящее открытие двух ученых открыло новую страницу в математической физике, сформировало круг любопытных идей и дало толчок развитию новых аналитических методов. Отсюда берут начало понятия о линейных сериях фигур равновесия, бифуркациях, нелинейных интегральных уравнениях. Был сделан шаг от идеальных поверхностей второго порядка к сложной реальности: действительно, у многих галактик и планет в их форме замечено присутствие третьих и более высоких гармоник.

В принципе, сама возможность существования новых равновесных форм следует из фундаментального факта: возмущение поверхности гравитирующего однородного эллипсоида гармониками третьего порядка, например, $\frac{\tau}{l}=a_{0} x_{1}^{3}+a_{1} x_{1} x_{2}^{2}+a_{2} x_{1} x_{3}^{2}+b x_{1}$, приводит к появлению возмущения потенциала, также описываемого полиномом третьего порядка от координат $\delta \varphi=A_{0} x_{1}^{3}+A_{1} x_{1} x_{2}^{2}+A_{2} x_{2} x_{3}^{2}+B x_{1}$. К слову, возможности математического аппарата до сих пор не позволяют провести полный нелинейный анализ данной проблемы и пока остается тайной, что же представляют собой неэллипсоидальные фигуры для большинства экзотических последовательностей вне малой окрестности от исходных эллипсоидов. Численные расчеты японских авторов в 1981-1983 гг. лишь отчасти прояснили ситуацию.

Пристальное внимание исследователей привлекла уже первая точка бифуркации на последовательности эллипсоидов Якоби, где берет начало последовательность грушевидных конфигураций. Согласно гипотезе Пуанкаре и Дарвина, если деформация исходного эллипсоида уже началась, то вдоль означенной последовательности грушевидность формы будет выявляться все более отчетливо и это приведет к делению вращающейся «груши» на две отдельные жидкие массы. На этом была построена стройная космогоническая картина происхождения двойных и кратных звезд и даже планетных систем. В дальнейшем эта красивая гипотеза не подтвердилась. Post factum, намек на иную судьбу грушевидной фигуры виден уже в том, что перешеек у «груши», едва угадываемый для первого члена ряда, отнюдь не становится более выраженным у фигуры и во втором приближении. Ляпунов в полемике с теми же Пуанкаре и Дарвином пришел к заключению о вековой неустойчивости всех грушевидных фигур данной последовательности, так что говорить о квазиравновесной эволюции вдоль нее вообще не имеет смысла. Правда считается, что при некоторых благоприятствующих обстоятельствах деление грушевидной фигуры могло бы произойти катастрофически быстро, за характерное время динамической эволюции. Однако и такая возможность деления не может быть реализована, т. к. численным расчетом на компьютере выяснено, что последовательность грушевидных фигур «заканчивается» членом, у которого на суженном конце появляется «носик» (особая точка, где центробежная и гравитационная силы уравновешены).

Всего проблеме теории фигур равновесия Пуанкаре посвятил тринадцать статей и мемуаров и шесть из них – в год открытия, 1885 г. Впечатляет характерный для стиля Пуанкаре интеллектуальный напор – три обширных мемуара один за другим.

Книга состоит из восьми глав. Наряду с оригинальными результатами, в ней подробно разбирается знаменитая проблема Клеро о равновесии медленно вращающейся неоднородной жидкой массы, и более кратко – восходящая к Лапласу задача о равновесии жидкого слоя на твердой сфере. Даются также многие необходимые сведения по теории потенциала, сферическим фуннциям и функциям Ламэ. Последняя глава посвящена интересной задаче равновесия и устойчивости колец Сатурна, весьма актуальной и в наше время.

Перевод и редактирование данной книги потребовали довольно большой работы, в ходе которой были исправлены многочисленные неточности и опечатки оригинала. В некоторых местах доказательства Пуанкаре нельзя признать строгими, есть в них и просто ошибочные рассуждения, иногда имеющие, увы, принципиальный характер. Небольшие подстраничные замечания мы включили прямо в текст, более обстоятельные подробные комментарии вынесены в конец книги.

Однако все это не умаляет ценности и актуальности представляемой книги. В ней чувствуется обаяние оригинального ума, есть идеи, которые и сейчас еще мало разработаны. Книга будет полезна для научных работников в области механики, теоретической астрономии и физики.

Categories

1
email@scask.ru