Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике «…………………………
«……………………………………………
ВВЕДЕНИЕКаждого человека, и в любом возрасте, волнует всегда один вопрос, что будет дальше. Решает ли человек задачу планирования или больной человек, зная свое состояние, или студент (ученик), готовясь к экзамену, или исследователь, изучая какое-либо явление или процесс, - все они страстно желают не ошибиться в предсказании того, что же там, в будущем, ждет их.
Способность предвидеть (прогнозировать), как весьма необходимое качество (свойство) в жизни любого человека, по всей видимости, заложено в человеке Природой и обнаруживается еще в младенческом возрасте. Только у одних людей эта способность остается не очень развитой, а у других развита какими-то интуитивными средствами до потрясающих высот, у третьих – это от Бога, у четвертых развит специально разработанными методами, чаще всего основанными на достижениях науки прогностики и, в частности, - психологии прогнозирования. Прогностика – это довольно интересная и молодая наука о законах разработки прогнозов в разных областях. Главная ее цель – найти общие алгоритмы получения прогнозов, пригодных для всех областей знаний, и, в частности, - в той , которая интересует нас – это область моделирования процессов окружающего нас живого и неживого Мира с использованием в будущем найденных моделей для прогнозирования явлений. Эта часть прогностики относится, к так называемому, отраслевому прогнозированию, такому, как экономическому, спортивному, политическому и т.п. Здесь сам прогнозирующий человек не рассматривается. Поэтому при рассмотрении процессов прогнозирования нас, прежде всего, будет интересовать одна единственная проблема: как человек данные моделирования (наши знания) одного физического или иного явления может распространить на другие явления (возможно ли это?). Какие знания или способности ему для этого нужны, и как воспитать в себе способность к умению переноса своего знания (точнее, модели) с одной области на другие (новые) области знаний? Эта проблема напрямую перекликается с одной из самой сложной и важной проблемой для современного общества: как не затеряться человеку в быстроизменяющемся мире, постоянно не чувствовать себя отставшим от бурного потока жизни, общества, науки, технологии и т.п.; как научиться быстро ориентироваться в огромном потоке информации о все новых и новых явлениях, технологий, новых процессах науки, техники и общества; как научиться понимать специалистов различных направлений науки, техники и общества. Нам представляется, что для решения поставленной проблемы может быть привлечено моделирование процессов окружающего нас Мира посредством аналогии. Хотя об аналогии и известно довольно много, и этим методом пользовались практически все специалисты всех профилей, тем не менее для нас аналогия остается довольно загадочным проявлением Природы. Ведь довольно трудно себе представить, что, например, явления тепло- и электропроводности как-то похожи друг на друга, т.е. аналогичны. Природа этого явления до сих пор не изучена, хотя методом аналогий решались, решаются и будут решаться многие практические и научные задачи. Есть даже отдельные высказывания, в которых делается утверждение, что нет смысла вообще докапываться до природы аналогий. Нам кажется, что если исследователям удастся выяснить природу аналогии, то появиться возможность выяснить круг приложения явлений аналогии к процессам окружающего нас мира (для равновесных и неравновесных, в том числе и сильно неравновесных, линейных и нелинейных), точность и корректность применения явлений аналогии в прогнозировании процессов, происходящих в Природе и обществе.
|
1 |
Оглавление
|