Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
4. ОБЪЕКТИВНОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЕДИНОЙ МОДЕЛИ ОПИСАНИЯ ПРОЦЕССОВ (РАВНОВЕСНЫХ И БЛИЗКИХ К НИМ). ПЕРЕХОД НА НЕРАВНОВЕСНЫЕ МОДЕЛИНаконец-то, после предварительной подготовки, переходим к основному, для чего, собственно, и проводились все предыдущие рассуждения. Оно сводится к следующему (об этом уже как-то упоминалось в разделе 3). Весь аппарат описания процессов Природы, используемый в термодинамике, это аппарат объективно существующий или нет? И еще. Очень странно, что существует схожесть (похожесть) написания математических формулировок законов переноса J=L*X . Форма одна и та же, а смысл – разный.
Можно привести примеры и других типов зависимостей, кроме Онзагеровских, например, одного из самых выдающихся ученых современности Вейника А., который вводит шесть разновидностей этих линейных законов переноса, но все равно – конечное их число, а также – нелинейных законов переноса. Здесь возникает вопрос: или всех разновидностей законов только шесть, или всех видов математических зависимостей (линейных) только шесть или, по крайней мере, конечное число, или Мир так прост, что может быть описан таким малым числом законов. Может быть всех законов и не так много? А может быть все найденные или известные законы не есть законы, а – только какие-то части общих закономерностей Природы? Думается, что все дело здесь - не в самой Природе и ее законах, а - в способе (в выбранном математическом аппарате) описания этих законов. Надо полагать, что здесь (на сегодняшний день) использован один и тот же способ (математический аппарат) описания всех, так отличающихся друг от друга законов, в котором применен один и тот же прием получения, надо полагать приближенных, известных нам законов переноса. Кстати о Вейнике А. И здесь прослеживается печальная «аналогия» преследования великих ученых в России, которые каждый в свое время (будь то генетик, кибернетик, биолог и т.п.) достигал удивительных, но как будто не своевременных для политического строя страны, научных результатов и которые в качестве благодарности от своих соотечественников, в лучшем случае, получали забвение. В качестве одной из гипотез, которая, на наш взгляд, как-то проливает
свет на то чудовищное совпадение математических форм (начертаний) записей
законов переноса, и на объяснение причин подобия, аналогии и - на многое
другое, что известно науке в этом плане, можно высказать предположение о
следующем. В основу описания того или иного закона (чаще всего – по опытным
данным или интуитивно также после проверки на опыте) положен, как нам кажется,
принцип приближения искомых функций, в том числе и потоков Продолжая мысль об использовании разложения функций в дифференциальном
исчислении Ньютона, отметим следующее. Относительно потоков, зависящих от
многих переменных
где Второй член разложения (4.1) как раз и соответствует соотношениям Онзагера. Здесь же дополнительно можно увидеть все линейные и нелинейные члены разложения. Они могут быть использованы при более детальном изучении процессов, если это необходимо. Отсюда видно, что все существующие законы Природы, поражающие своей
схожестью, описываются ничем иным, как каким-то членом или группой членов
разложения объективно существующей функции описания законов в ряд Тейлора
(дифференциального исчисления Ньютона-Лейбница) по обобщенным силам Здесь следует сделать один из многих неожиданных выводов. Коль скоро все явления Природы практически похожи с точки зрения их описания моделями Онзагера, то возникает мысль использовать это подобие, а точнее, - аналогию, в воспитании молодых специалистов в ВУЗах на базе общих идей Онзагера. Речь идет о формировании такого специального учебного плана и связанного с ним учебного процесса , который бы позволил воспитать новое поколение специалистов разных специальностей, способных не только адаптироваться к изменяющимся условиям практики на протяжении всей своей трудовой деятельности, но и понимать друг друга при решении задач, в которых они участвуют совместно. Несколько более детальная проработка этого вопроса помещена в Приложении 1. Продолжая мысль о подобии моделей, необходимо дополнить ее следующим. Из
разложения Тейлора следует, что в нем присутствуют не только линейные члены по
степеням Вопросов возникает много, а вот ответов на них в настоящее время практически нет. По всей видимости, на настоящее время нас вполне может устроить и приближенное линейное и нелинейное подобие моделей. Практика, вероятно, еще не выдвинула особых требований к точности моделирования или, по крайней мере, она не препятствует изучению новых явлений. Может быть в отдельных случаях это и имеет место, но задача легко решается (трудность обходится интуитивно) переходом на другой уровень моделей описания – высший (см. градацию моделей в разделе 5), т.е. – более детальный.
|
1 |
Оглавление
|