Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
2. ЧТО ПО ПОВОДУ МОДЕЛИРОВАНИЯ, АНАЛОГИИ И ПРОГНОЗОВ ДУМАЮТ ДРУГИЕ?В приведенных в разделе 1 примерах речь, точнее, шла не об аналогии (более широком понятии), а – о подобии явлений (речь идет о моделировании поведения в театре). По сути, рассматривается одно и то же явление, но для разных людей.
Аналогия - это нечто другое. Здесь модель одного явления распространяется на модель другого явления, например, движение воды в канале и движение автомобилей, точнее, их поток на автостраде. Однако подобие и аналогия имеют, по всей видимости, много общего и одну цель: построить модель (найти ее), распространить модель, получить прогноз. И если при подобии не возникает вопросов, почему одно явление одной и той же природы подобно другому явлению той же природы, то при аналогии такие вопросы, естественно, возникают. Ответа на этот вопрос до настоящего времени пока никто не дал. Более того, в некоторых случаях исследователи склонны, вообще, не рассматривать этот вопрос, считая, что постановка этого вопроса является ненужной. В некоторых случаях, как в случае рассмотрения эволюции взглядов на предмет термодинамики (термодинамика изучает феноменологические или макрофизические свойства, состояния тел природы и процессы их взаимодействия, процессы переноса), ответ на поставленный выше вопрос прямо противоположный предыдущему, хотя и не дающий, в конце концов, ответа, почему же имеет место аналогия и связанное с ним прогнозирование. Долгое время считалось, что в развитии термодинамики наступил предел (застой), и высказывалось предположение, что этот застой – надолго, если – не навсегда. Время опровергло выдвинутый прогноз, и в 50-х годах нашего (20-го) столетия было сделано уже другое утверждение, что термодинамика может охватывать многие разделы знаний, в частности, теорию упругости, учение об электричестве и магнетизме и т.п. Более того, сделано утверждение, что не существует ни одной области физики, к которой бы термодинамика не имела бы отношение. Можно привести много свидетельств, подтверждающих высказанную выше мысль (факт). Это приводит к убеждению, что модели термодинамики пригодны и могут быть использованы для описания других явлений физики. Относится ли это свойство только к термодинамике или это объективно существующая закономерность, по которой найденные в любой области физики закономерности могут быть применены (распространены) к другим аналогичным явлениям? В самой термодинамике такие вопросы ставились постоянно и, по мере развития этой науки, успешно решались. Вот эти вопросы: 1.Каковы границы действия термодинамических законов и
понятий? По мере ответа на поставленные в термодинамике вопросы все с большей и большей убежденностью исследователи считали, что термодинамика – это царица наук, т.е. – наука о физических и химических явлениях, протекающих в различных системах, которая охватывает все состояния континуальной (континуум – сплошная среда) материи и устанавливает общие связи между этими состояниями. Таким образом, термодинамика может своими моделями вторгаться в другие явления. Есть у нее такая привилегия. А вот имеет ли место обратное? Почему только термодинамика претендует на лавры науки наук, а другим наукам эти лавры не достаются? Раньше, правда, на эту роль претендовала философия. Если мы сможем разобраться с ролью термодинамики среди известных наук, то, в конце концов, ответим на поставленные вопросы о моделировании и прогнозе по всем, по крайней мере, физическим явлениям.
|
1 |
Оглавление
|