Главная > Конструкции юных радиолюбителей
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

«ПАДАЮЩАЯ ЗВЕЗДА»

Этот прибор по своему назначению подобен рефлексометру «Кто быстрее», описанному выше. Но конструкция прибора несколько необычна. На его лицевой панели расположены шестнадцать светодиодов в виде траектории падающего тела. В руке играющего находится пульт. Через некоторое время после нажатия кнопки «Пуск» светодиоды начинают поочередно зажигаться сверху вниз, создавая впечатление падающей звезды. Играющий должен сразу же отпустить кнопку. Чем ниже «упала звезда», тем хуже время его реакции. Надо, следовательно, тренироваться.

Рассмотрим работу устройства по его принципиальной схеме, приведенной на рис. 12.

На логических элементах D1.1—D1.3 микросхемы D1 собран генератор импульсов, следующих с частотой 10...20 Гц, а на транзисторах V2, V3 и элементе D1.4 — реле времени с длительностью выдержки 5...8 с. Допустим, что на "элементы устройства подано питание и счетчик D2 установлен в нулевое состояние кратковременным нажатием кнопки S2 «Сброс». Играющий нажимает кнопку S1 «Пуск». Начинает заряжаться конденсатор G1 через резисторы R1, R2. Когда конденсатор зарядится до напряжения 3...4 В, то откроются стабилитрон V1, транзисторы V2, V3, в результате чего на выходе элемента D1.4 появится напряжение высокого уровня.

Рис 12. Схема автомата «Падающая звезда»

Импульсы генератора с выхода D1.3 начнут поступать на вход двоично-десятичного счетчика D2. Состояние логических уровней на его выходах в любой момент времени представляет собой двоичный эквивалент десятичного числа (с этим читатель уже знаком по «Электронному отгадчику»). Микросхема D3 является дешифратором. В любой момент времени на одном из ее шестнадцати выходов — напряжение низкого уровня, светится соответствующий светодиод. Если, например, на входах 1—2—4—8 будут логические уровни соответственно 0—1—1—1, то напряжение низкого уровня — только на выводе 16 микросхемы D3, светится только светодиод V18. Таким образом, при нажатой кнопке «Пуск» последовательно зажигаются светодиоды V4, V5, V6 и т. д.

Когда играющий отпускает кнопку «Пуск», то конденсатор С1 мгновенно разряжается через ее замкнутые контакты, на выходе элемента D1.4 появляется напряжение низкого уровня и подача импульсов на счетчик D2 прекращается. Один из горящих светодиодов показывает время реакции.

Почему резистор R5 подстроечный? С помощью этого резистора частоту генератора можно постепенно увеличивать, чтобы время «падения звезды» уменьшалось.

Конструкция прибора произвольная. Расстояние между светодиодами должно быть 10...20 мм. Кнопки S1 и S2 монтируют на выносном пульте, который соединяют с прибором трехжильным кабелем. Переменный резитор R1, которым изменяют продолжительность выдержки реле времени, находится на задней стенке прибора; там же сделано отверстие, через которое можно отверткой изменять сопротивление подстроечного резистора R5. Кнопки S1, S2 — типов КМ-2, П2К; конденсаторы С1 и С2 — К50-6. Источник питания должен быть рассчитан на ток около 100 мА.

Возможности устройства можно расширить, если в него ввести еще и звуковой полезный сигнал. Можно ввести и сигнализацию фальстарта, т. е. преждевременного отпускания кнопки «Пуск». Интересно сделать также устройство для выставления прибором оценок за скорость реакции.

Для этого понадобятся несколько логических элементов И, цифровой индикатор, некоторые другие детали. Попробуйте сделать эти усовершенствования самостоятельно.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru