Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
§ 4. ПРОБЛЕМА СЛОВПроблема слов представляет собою далеко идущее обобщение поисков Тезея. Если поиски Тезея могут происходить в произвольном, но конечном лабиринте, то проблема слов является в определенном смысле проблемой поиска в бесконечном лабиринте. Проблема слов возникла в специальных разделах современной алгебры, называемых теорией ассоциативных систем и теорией групп, однако ее значение выходит за рамки этих специальных теорий. Разные варианты этой проблемы были с успехом исследованы выдающимися советскими математиками Андреем Андреевичем Марковым и Петром Сергеевичем Новиковым, а также их учениками. Введем сперва некоторые предварительные понятия: Алфавитом будем называть любую конечную систему попарно различных знаков, называемых буквами этого алфавита. Так, например, можно рассматривать алфавит
где Применение ориентированной подстановки Пример 1. Подстановка
а замена каждого из двух вхождений
К слову же Условимся называть ассоциативным исчислением совокупность всех слов в некотором алфавите вместе с какой-нибудь конечной системой допустимых подстановок. Для того чтобы задать ассоциативное исчисление, достаточно указать соответствующие алфавит и систему подстановок. Если слово
таких, что Теорема. Пусть Доказательство. В условиях теоремы слово
Но в таком случае, как легко видеть, последовательность слов
является дедуктивной цепочкой, ведущей от Пример 2. Рассмотрим ассоциативное исчисление, которое было изучено Г. С. Цейтиным Алфавит:
Система допустимых подстановок:
В этом исчислении к слову
Если же взять слово смежных слов; тем более не существует слов, отличных от Для каждого ассоциативного исчисления возникает своя специальная проблема эквивалентности слов. Она заключается в следующем: Для любых двух слов в данном исчислении требуется узнать, эквивалентны они или нет. Поскольку различных слов в любом исчислении найдется бесчисленное множество, то фактически здесь имеется бесконечная серия однотипных задач, а решение мыслится в виде алгоритма, распознающего эквивалентность или неэквивалентность любой пары слов. Может создаться впечатление, что проблема слов представляет собой искусственно надуманную головоломку, и следовательно, нахождение такого алгоритма не представляет собою особого практического или теоретического интереса. На самом же деле это далеко не так; можно показать, что эта проблема является весьма естественной и имеет большое теоретическое и практическое значение, вполне оправдывающее усилия, направленные на построение соответствующего алгоритма. Однако на данной стадии изложения мы воздержимся пока от обсуждения этого вопроса по существу и перейдем к рассмотрению некоторых конкретных фактов. Во-первых, укажем на связь проблемы эквивалентности слов с проблемой Тезея. Если построить для каждого слова свою «площадку» и для каждой пары смежных слов — коридор, соединяющий соответствующие площадки, то ассоциативное исчисление предстанет перед нами в виде лабиринта с бесконечным числом площадок и коридоров, в котором от каждой площадки расходится только конечное число коридоров (правда, здесь возможны и такие площадки, из которых не выходит ни одного коридора: см. слово Для того чтобы лучше уяснить специфику тех трудностей, которые здесь возникают, рассмотрим предваригельно ограниченную проблему слов, которая заключается в следующем: Для любых двух слов При такой постановке проблемы алгоритм строится легко: именно, можно пользоваться уже известным нам алгоритмом перебора, при котором просматривается список всех слов, начиная со слова Однако если вернуться к неограниченной проблеме слов, то там положение существенно иное. Поскольку длина дедуктивной цепочки, ведущей от Для получения желаемых результатов здесь приходится отказаться от простого перебора; необходимо привлекать другие идеи, основанные на анализе самого механизма преобразования одних слов в другие посредством допустимых подстановок. Попытаемся, например, выяснить, эквивалентны ли в исчислении Цейтлина (см. пример 2) слова все слова должны содержать одно и то же число вхождений буквы а. Поскольку в предложенных двух словах число вхождений буквы а не одинаково, то эти слова не эквивалентны. Обнаружение подобных дедуктивных инвариантов. т. е. свойств, остающихся неизменными для всех слов дедуктивной цепочки, и позволяет в некоторых случаях находить искомые разрешающие алгоритмы. Пример 3. Алфавит
Система допустимых подстановок:
Эти допустимые подстановки не изменяют количества вхождений каждой буквы в слове, меняется только порядок букв в слове. Непосредственно ясно, что два слова эквивалентны в том и только в том случае, когда в них одинаковое число вхождений каждой буквы. Поэтому алгоритм распознавания эквивалентности весьма прост и сводится к подсчету числа вхождений букв в каждое из этих слов и сравнению этих чисел. Мы разберем ниже подробно более сложный пример, но предварительно условимся о следующем обобщении понятий «слово» и «допустимая подстановка». Именно, будем рассматривать, кроме обычных слов, в данном алфавите и пустое слово, не содержащее ни одной буквы, и примем для него обозначение
При этом замена левой части пустым словом означает просто, что из преобразуемого слова выбрасывается вхождение слова Пример 4. Дано ассоциативное исчисление в алфавите
Требуется найти разрешающий алгоритм для проблемы эквивалентности слов в этом исчислении. Построим один вспомогательный алгоритм — алгоритм приведения, который указывает для любого слова эквивалентное ему слово специального вида — приведенное слово. Для этого рассмотрим упорядоченную систему ориентированных подстановок
и условимся, что в применении к какому-либо слову Мы покажем, что каково бы ни было слово
Действительно, если в слове Очевидно, каждое слово эквивалентно своему приведенному слову, поэтому два слова эквивалентны в том и только в том случае, когда им соответствует одно и то же приведенное слово, или два эквивалентных приведенных слова. Мы докажем ниже, что все 8 приведенных слов попарно неэквивалентны. Отсюда будет следовать, что два слова эквивалентны в том и только в том случае, когда им соответствует одно и то же приведенное слово. Вместе с тем будет построен и алгоритм для поставленной проблемы слов. Он будет заключаться в применении алгоритма приведения к каждому из двух рассматриваемых слов с последующим сравнением получаемых приведенных слов. Пусть, например, даны слова
Вывод: слова Доказательство попарной неэквивалентности восьми приведенных слов. Во-первых, заметим, что если дана дедуктивная цепочка, ведущая от какого-либо слова Далее, в каждой из оставшихся допустимых подстановок число вхождений буквы а в левой части и число вхождений в правой части либо одновременно четны, либо одновременно нечетны. Аналогичное утверждение справедливо и для буквы с. Значит четность числа вхождений буквы а (или буквы с) является дедуктивным инвариантом для дедуктивных цепочек вышеуказанного вида. Отсюда сразу вытекает, что ни одно из четырех приведенных слов, содержащих по одному вхождению буквы а, не эквивалентно ни одному из четырех приведенных слов, не содержащих вовсе таких вхождений. Точно так же ни одно из приведенных слов, содержащих одно или три вхождения буквы с, не эквивалентно какому-либо слову, содержащему два таких вхождения или не содержащему ни одного вхождения. Поэтому остается еще убедиться в неэквивалентности следующих пар слов:
Если бы имела место эквивалентность хотя бы одной из первых трех пар, то, как следствие из теоремы этого параграфа, имела бы место и эквивалентность четвертой. Достаточно поэтому установить неэквивалентность пары Условимся в следующих терминах. Индексом какого-либо вхождения буквы а в слове встречающихся правее этого вхождения буквы а. Индексом слова При подстановке сссс индексы некоторых вхождений а увеличиваются на четыре, индексы других же не изменяются; в целом индексе слово увеличивается на четное число. Аналогично при зачеркивании Наконец, покажем, что подстановка
индекс каждого вхождения а в часть Слова Однако такое предположение приводит к противоречию, как видно из следующих рассуждений. Каждое применение подстановки число, кратное четырем, чего на самом деле нет Итак, слова Приведенное в примере 4 подробное решение проблемы слов для конкретного ассоциативного исчисления во многом характеризует понятия и методы, возникающие и при исследовании проблемы слов для других исчислений.
Рис. 9. Нам остается еще пояснить содержательный смысл проблемы слов и ее значение в современной алгебре. Это удобно сделать на конкретном примере. Возьмем какой-нибудь квадрат (рис. 9, 1). Рассмотрим следующие три его самосовмещения, т. е. преобразования, которые переводят квадрат в самого себя: 1) симметрия (зеркальное отображение) относительно вертикальной оси, проходящей через центр квадрата 2) симметрия относительно горизонтальной оси, проходящей через центр квадрата 3) вращение по часовой стрелке на 90° вокруг центра О. Эти преобразования будем называть элементарными и обозначать буквами На рис. 9 (III-IV-V) показано, как изменяется расположение вершин квадрата (II) при каждом из элементарных преобразований. Заметим, что в результате последовательного осуществления каких бы то ни было двух или нескольких самосовмещений квадрата происходит также самосовмещение квадрата. Будем придерживаться общепринятого определения, согласно которому умножить два заданных преобразования (в частности — два самосовмещения квадрата) — значит последовательно произвести их одно-за другим. Условимся еще для операции умножения преобразований сохранить обычную систему обозначений, а также термин произведение для результирующего преобразования. Так, например, произведение Наше умножение не является переместительным; на рисунке Объектом наших последовательных рассмотрений будет совокупность Это означает, что всякое произведение изобразится в виде слова в алфавите Из ассоциативности умножения вытекает также, что если к слову Очевидно, графически различных (т. е. различных по своему начертанию) слов в алфавите
Для этого достаточно сравнить расположения вершин квадрата, которые возникают в результате преобразований из левой и правой частей этих равенств. Далее, легко видеть, что каждое из слов:
Сопоставление равенств (1) — (5) с допустимыми подстановками ассоциативного исчисления примера 4 подсказывает следующее предложение, устанавливающее связь между этим исчислением и рассматриваемой системой преобразований квадрата: Два произведения элементарных самосовмещений квадрата задают одно и то же преобразование в том и только в том случае, когда изображающие их слова эквивалентны в исчислении примера 4, В самом деле из равенств (1) — (5) вытекает, что при каждом применении любой допустимой подстановки к любому слову Теперь уже легко понять, что эквивалентность двух слов в нашем ассоциативном исчислении влечет за собой их равенство (т. е. одинаковость самосовмещений, задаваемых ими). Действительно, если Имеет место и обратное утверждение: если слова равны, то они эквивалентны. Действительно, если два слова равны, то равны и соответствующие им приведенные слова (это вытекает из прямого утверждения). Вместе с тем непосредственно можно проверить, что все восемь приведенных слов задают попарно различные самосовмещения (см. рисунки 9, II—IX, где изображены расположения вершин квадрата (рис. 9, II) при самосовмещениях, соответствующих восьми приведенным словам). Поэтому, если два слова равны, то им соответствует одно и то же приведенное слово, а значит, по ранее доказанному они эквивалентны. Таким образом, формальная эквивалентность двух слов в нашем исчислении получает конкретный геометрический смысл и распознавание эквивалентности двух слов приобретает значение решения конкретной геометрической задачи. Вместе с тем описанный нами алгоритм предстает перед нами как общий метод решения любой геометрической задачи данного типа. Аналогично обстоит дело и с другими исчислениями, в которых формальная эквивалентность также допускает конкретное геометрическое, алгебраическое или иное истолкование. Без преувеличения можно сказать, что во всякой области математики имеются теоремы, которые могут быть сформулированы после некоторой обработки в виде утверждений об эквивалентности двух слов в некотором исчислении. В этой книжке нет возможности разобрать этот круг вопросов; некоторые пояснения будут даны еще по ходу дальнейшего изложения (см. § 7). Заметим еще, что, исходя из того геометрического истолкования, которое мы дали проблеме слов в рассмотренном исчислении, можно теперь построить алгоритм непосредственно и даже несколько проще. Именно, достаточно для каждого из двух предлагаемых произведений фактически осуществить последовательность соответствующих самосовмещений (хотя бы на чертеже) и сравнить результаты. Упражнение. Решить проблему слов для ассоциативного исчисления, заданного в алфавите
|
1 |
Оглавление
|