Главная > Радиоэлектроника, автоматика и элементы ЭВМ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

6. Школьные звуковые генераторы

Школьные звуковые генераторы предназначены для получения (генерирования) синусоидальных или гармонических колебаний напряжения. В звуковых генераторах напряжение может плавно меняться по частоте в так называемом звуковом диапазоне от 20 Гц до 20 кГц. Механические колебания с такими пределами изменения частоты воспринимаются ухом человека, этим объясняется название диапазона частот. Такой генератор позволяет также плавно менять амплитуду напряжения.

Звуковые генераторы используются для проверки работы усилителей электрических колебаний низкой (звуковой) частоты, которые являются составной частью многих электронных устройств, в частности таких, как электрофоны, радиоприемники, магнитофоны и телевизоры.

Звуковые генераторы являются более простыми измерительными приборами, чем осциллографы. Упрощенный вариант такого генератора мы изготовим на практических занятиях (см. § 18, задание 4).

Рассмотрим теперь конкретные типы генераторов.

Школьный ламповый звуковой генератор ГЗМ (генератор звуковой модернизированный) показан на рисунке 15. Прибор имеет следующие органы управления и зажимы: переключатель диапазонов частот «XI», «X Ю», «X 100», ручку плавной регулировки частоты со шкалой, имеющей деления от 20 до 200, ручку регулировки усиления и зажимы с маркировкой «общ», «5 Ом», «600 Ом» и «5000 Ом». Частоту генерации определяют, умножая показания шкалы с ручкой плавной настройки на множитель переключателя диапазонов. Если множитель «1», то частота равна значению шкалы против неподвижного деления с отметкой «Hz». Если множитель «10», то, соответственно, это значение умножается на 10. Наибольшая частота будет в том случае, если значение шкалы 200 умножается на 100 (20 кГц).

Выходные зажимы выбираются в зависимости от сопротивления нагрузки. Если, например, нужно подключить громкоговоритель непосредственно к генератору, то выбирают зажимы «общ» и «5 Ом». При работе с осциллографом можно использовать все три зажима.

Особенностью учебного звукового генератора является возможность использовать его для усиления электрических колебаний. Для этого проводятся необходимые изменения в цепях прибора с помощью переключателя диапазонов, который устанавливается в положение «УНЧ». Усиливаемое напряжение подключается к зажимам «ВХОД УНЧ».

Рис. 15. Школьный ламповый генератор ГЗМ

Полупроводниковый звуковой генератор ГНЧШ (генератор низкой частоты школьный) имеет значительно меньшую массу и габаритные размеры, чем звуковой генератор ГЗМ (рис. 16). Он имеет сходные электрические характеристики и

Рис. 16. Школьный звуковой низкочастотный генератор ГНЧШ

аналогичные органы управления с генератором ГЗМ. Отличие состоит в изменении конструкции шкалы частот, в числе выходных зажимов (отсутствует зажим с маркировкой «5000 Ом») и, самое главное, во введении вольтметра, показывающего значение генерированного напряжения.

Звуковые генераторы ГЗМ и ГНЧШ питаются от сети напряжением 220 В, поэтому работать с ними можно только под руководством учителя.

(см. скан)

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru