Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
3.6. ПЕРВИЧНЫЙ РЕЧЕВОЙ СИГНАЛКаждому человеку свойственна своя манера произносить звуки речи (своего рода устный почерк). Произношение звуков речи зависит, например, от ударения, соседних звуков и других факторов. Но при всем многообразии в их произношении звуки — физические реализации ограниченного числа обобщенных звуков речи, называемых фонемами. Фонема — это то, что человек хочет произнести, к звук речи — это то, что человек фактически произносит. Фонема по отношению к звуку речи играет ту же роль, что и образцовая буква, называемая графемой (например, печатная курсивом) по отношению к ее рукописной форме в конкретном написании. B русском языке насчитываются Звуки речи делят на звонкие и глухие. Звонкие звуки образуются с участием голосовых связок, в этом случае находящихся в напряжении. Под напором воздуха, идущего из легких, они периодически раздвигаются, в результате чего создается прерывистый поток воздуха. Импульсы потока воздуха, создаваемые голосовыми связками с достаточной точностью, могут считаться периодическими. Соответствующий период повторения импульсов называют периодом основного тона; голоса яальцев. Это свойство используют в разработанной в последнее время аппаратуре, срабатывающей только от определенных голосов. Импульсы основного тона При произнесении глухих звуков голосовые связки находятся в расслабленном состоянии и поток воздуха из легких свободно проходит в полость рта. Встречая на своем пути различные преграды в виде языка, зубов, губ, он образует завихрения, создающие шум со сплошным спектром. По (способу образования согласные делят на сонорные, щелевые, взрывные и аффрикаты (комбинация глухих взрывных и щелевых). Солорные При произнесении звуков речи язык, губы, зубы, нижняя челюсть, голосовые связки должны находиться для каждой фонемы в строго определенном положении или движении. Эти движения называют артикуляцией органов речи. При этом в речеобразующем тракте создаются определенные для данной фонемы резонансные полости, а для слитного звучания фонем в речи — и определенные переходы от одной формы тракта к другой. Через речевой тракт при произнесении звуков проходят или тональный импульсный сигнал, или шумовой, или тот и другой вместе. Речевой тракт представляет собой сложный акустический фильтр с рядом резонансов, создаваемых полостями рта, носа и носоглотки, т. е. с помощью артикуляционных органов речи. Вследствие этого тональный или шумовой спектры с монотонной огибающей превращаются в спектры с рядом максимумов и минимумов. Максимумы спектра называют формантами, а нулевые значения — антиформантами. Огибающая спектра для каждой фонемы имеет индивидуальную и вполне определенную форму (рис. 3.3). При произнесении речи бректр ее непрерывно изменяется, в результате чего образуются формантные переходы. Частотный диапазон речи находится в пределах 70 — 7000 Гц. Звонкие звуки речи, Особенно гласные, имеют высокий уровень интенсивности, глухие, низкий. В процессе произнесения речи ее гррмкость непрерывно изменяется, особенно резко при взрывных звуках речи.
Рис. 3.3. Опак тральные огибающие звуков русской речи: Динамический диапазон уровней звуков речи находится в пределах Звуки речи неодинаково информативны. Так, гласные звуки содержат меньшую информацию о смысле речи, чем глухие (например, в слове «посылка»: последовательность разборчивость речи снижается при действии шумов, в первую очередь из-за маскировки глухих звуков. Известно, что для передачи одного и того же сообщения по телеграфу и по речевом тракту требуется различная пропускная способность тракта: для телеграфного сообщения не более Образование звуков речи происходит путем подачи команд к мускулам артикуляционных органов речи от речевого центра мозга. Этих сигналов не более десяти, при этом они изменяются медленно (в темпе смены звуков речи, т. е. не более десяти раз в секунду). Поэтому общий поток сообщений для них составляет Резкое увеличение объема речевого сигнала объясняется следующим. Речевой сигнал представляет собой спектрально-модулированную несущую В результате спектральной модуляции изменяется соотношение между частотными составляющими несу щей, т. е. изменяется форма огибающей ее спектра (появляются форманты и антиформанты). Почти вся информация о звуках речи заключается в этой спектральной огибающей и ее временном изменении. Эти изменения происходят медленно приобретает много информации, не относящейся к смыслу передаваемой речи (например, фазовую информацию). Эта информация называется сопутствующей. Для ее передачи также расходуется иропускная способность тракта. Из этого следует, что избыточность речевого сигнала лишь немного превышает избыточность телеграфного сигнала с таким же сообщением: речевой сигнал отличается от телеграфного лишь информацией об эмоциях и личности говорящего. Поэтому для передачи смысла достаточно передавать сведения о форме огибающей спектра речи, а также об изменении основного тона речи и переходов тон-шума. Эти сигналы идут от речевого центра мозга.
|
1 |
Оглавление
|