Главная > Электроакустика (Сапожков М. А.)
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

8.2. АКУСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДИЙ

Студии являются связанными помещениями, поэтому их акустические характеристики определяются в зависимости от акустических характеристик помещений, в которых будут прослушивать передачи. Такие помещения очень разнообразны, разнообразны и их акустические свойства. В литературе даются самые разнообразные рекомендации по акустическим свойствам студий, потому что исследователи и разработчики ориентируются

на акустические характеристики конкретных комнат прослушивания радиодомов и залов просмотра телецентров. Например, было установлено, что оптимальное время реверберации в малых концертных студиях не должно быть менее 0,75 с, а в студиях с объемом оно должно быть независимым от объема и равным 1,7 с. В этих рекомендациях было учтено, что микрофон в студиях находится ближе к исполнителю программы, чем слушатель, находящийся в театрах, концертных залах, аудиториях и лекционных залах, поэтому эквивалентная реверберация, воспринимаемая через микрофон из студии, получается несколько меньше, чем при слушании непосредственно в театре, аудитории и т. п., имеющих тот же объем, как и студия. В результате ряда исследований были получены обобщенные данные, по которым оптимальная реверберация на частоте 500 Гц для концертных студий имеет зависимость от объема студий, приведенную на рис. 8.1. Приближенное значение для студии, предназначенных для концертных программ, можно найти из формулы где объем студии,

В отношении частотной зависимости оптимальной реверберации наиболее близка к истине рекомендация небольшого подъема в сторону низких частот: . Верхнюю границу зоны). Допускается и равномерная характеристика в этом диапазоне частот. Снижение времени реверберации в сторону низких частот не допускается, так как это ухудшает качество звучания. На высоких частотах желательно иметь также небольшой подъем этой характеристики. Для больших студий на частотах выше 2000 Гц трудно выполнить эту рекомендацию из-за уменьшения времени реверберации вследствие затухания звука в воздухе. Поэтому рекомендуется поддерживать время реверберации равномерным (без учета этого затухания) и даже с небольшим спадом к высоким частотам с тем, чтобы фактическое время реверберации было бы не менее 1 с на частотах 8000—10 000 Гц.

Одно из важных требований к студиям — наличие в них поля, по возможности близкого к диффузному. Трудность осуществления этого требования осложняется тем, что время реверберации в студиях невелико, а поэтому средний коэффициент поглощения довольно» велик.

Рис. 8.1. Зависимость оптимальной реверберации от объема студий: 1 — для речевых передач; 2 — для малых музыкальных форм; 3 — для концертных программ. Пунктиром дана приближенная аналитическая зависимость

Как было показано ранее (см. § 7.2), при таком условии энергия в помещении распределяется неравномерно.

Рис. 8.2. Частотная зависимость оптимальной реверберации: 1 — для музыкальных программ; 2 — для речевых передач

Это приводит к частотным искажениям, так как в зависимости от частоты распределение энергии по помещению изменяется и при одинаковой излучаемой мощности на разных частотах уровень у микрофона будет разным.

Применением различного рода звукорассеивающих конструкций, равномерного распределения поглощающего материала и т. п. удается достигнуть хорошего приближения к диффузнссти.

Для речевых студий оптимальное время реверберации определяется следующим условием: студия как

связанное помещение практически не должна увеличивать время реверберации во вторичном помещении, т. е. в помещениях, где слушают программу, например в жилом помещении, при условии наименьшего времени реверберации в нем. Оптимальное время реверберации для речевых студий примерно равно При передаче речи из студий с большим объемом и для создания эффекта звучания речи в большом помещении это время увеличивают до

Оптимальная частотная характеристика для речевых студий равномерна во всем диапазоне частот (рис. 8.2, см. верхнюю границу зоны 2): допускается небольшой спад в сторону высоких (не более 30%) и низких частот. Подъем частотной характеристики на низких частотах ни в коем случае не допускается, так как при этом снижается разборчивость речи (см. гл. 10).

В литературно-драматическом блоке основная студия имеет большие размеры, так как для радиопостановок необходимы массовые сцены с большим числом участников. Так как в основном в этих студиях необходимо обеспечить высокую разборчивость речи, то время реверберации следует брать небольшим. Из опыта установлено, что это время должно быть

В основной студии литдрамблока время реверберации так же, как и в речевых студиях, не должно зависеть от частоты (допускается небольшое снижение в обе стороны от частоты 500 Гц). Заглушённая студия, входящая в литдрамблок, должна иметь возможно меньшее время реверберации для создания эффекта передачи из открытого пространства и условий отсутствия реверберации. Гулкая студия должна имитировать сцены в гулком помещении (вокзал, церковь и т. п.), и поэтому время реверберации в ней должно быть не менее с в средней полосе частот с увеличением в сторону низких частот и с уменьшением в сторону высоких.

Устройства звуковых эффектов могут располагаться внутри студии. или в отдельной студии, или в этих же трех типах студий. Акустические характеристики телевизионных постановочных студий определяются из условий их соответствия передаваемой обстановке с учетом того, что микрофоны приходится располагать сравнительно далеко от исполнителей, чтобы они не попадали в кадр для крупных планов и 3-4 м для общих планов). Чтобы акустика студии влияла как

можно меньше, время реверберации берется небольшим а затем вводится искусственная реверберация до получения оптимума для заданного исполнения.

Оптимальное время реверберации для радио- и телетеатров берут с небольшим уменьшением по сравнению с обычными театрами и концертными залами (не более для компенсации его увеличения из-за связанности с жилым помещением и вследствие близости микрофона к исполнителям.

Акустические характеристики комнат и залов для прослушивания, вообще говоря, должны удовлетворять требованиям, соответствующим тем условиям, в которых находятся абоненты радиосети (небольшое помещение с временем реверберации около

1
Оглавление
email@scask.ru