Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике § 2. Отличительные характеристики ЭС и ПС [75]Приведем сводную таблицу характеристик экспертных и партнерских систем и расшифруем закодированные в ней обозначения (см. табл. 20).
1. Базы знаний ЭС включают в себя знания, представленные в какой-нибудь одной форме: в виде продукций, фреймов или семантических сетей. База знаний ПС должна иметь возможность работать одновременно с любой из этих форм представления знаний (библиотекой) и дополнительно включать в себя знания в форме программ, имитирующих поведение изучаемого или управляемого объекта в динамике при разных входных воздействиях на него. 2. Если в экспертных системах единственным источником знаний являются суждения экспертов, то партнерские системы должны иметь средства получения знаний и из данных, представленных в виде статистических или эмпирических таблиц «объект-свойство-время». 3. При извлечении знаний для ЭС приходится прибегать к помощи «инженера знаний». В ПС помимо этого можно использовать также программы автоматического обнаружения закономерностей (знаний), скрытых в базе данных. 4. Экспертные системы обычно имеют только базы знаний. Партнерские будут иметь также и базы данных, в частности такие, в которых данные представлены в форме трехвходовых таблиц типа «объект-свойство-время». Элементарной частью данных является запись типа: «У объекта свойство в момент времени имеет значение . Достоверность этого факта равна ». Или короче: . 5. В отличие от ЭС, пользующейся одним (дедуктивным) способом логического вывода, например методом резолюций, заложенным в языке ПРОЛОГ, партнерская система должна обладать еще и средствами индуктивного вывода, в том числе средствами, имитирующими рассуждения по аналогии и немонотонные рассуждения. 6. Диалог экспертной системы включает в себя термины прикладной области, входящие в меню, или фразы жесткой конструкции. Партнерские системы должны быть оснащены лингвистическими процессорами, способными понимать высказывания пользователя на естественном проблемно-ориентированном языке. 7. Удобным для пользователя средством общения с системой был бы устный диалог. Это позволило бы общаться с ПС по телефону и открыло новые области применения систем искусственного интеллекта в службах сервиса и обучения. 8. Важной функцией партнерской системы, облегчающей процесс наполнения базы знаний, будет способность автоматического обнаружения противоречий между знаниями, уже имеющимися в БЗ, и новыми, поступающими от экспертов или от программ автоматического извлечения знаний из данных. 9. Аналогичное значение должны иметь средства автоматического обнаружения грубых ошибок в базе данных. ПС по своей инициативе должна информировать пользователя об обнаруженных неблагополучиях и предлагать варианты разрешения противоречий или исправления ошибок. 10. Партнерская система должна иметь средства автоматического прогнозирования значений величин, отсутствующих в БД (средства заполнения пробелов). 11. Отсутствующая в ЭС модель пользователя будет необходима ПС для планирования своего взаимодействия с ним. На первых порах эта модель может быть представлена программами адаптации системы к особенностям взаимодействия с нею данного конкретного пользователя (выявлением часто повторяющихся вопросов, часто решаемых им задач, наиболее предпочтительной формы получения ответов и т. д.). Таблица 20. Характеристики экспертных и партнерских систем
12. Партнерская система должна иметь средства автоматического поддержания и даже улучшения своих рабочих характеристик в ходе эксплуатации. Для этого она должна включать в свой состав программы обеспечения гомеостатического состояния. 13. Экспертная система способна давать ответы в форме численных значений запрашиваемых величин или стандартных рекомендаций. Партнерская система, анализируя данные, знания и модели, должна кроме этого давать сопровождающие пояснения и формулировать обнаруживаемые новые закономерности или тенденции в форме, легко понимаемой пользователем. Нельзя строго обосновать необходимость каждой из указанных характеристик партнерской системы, так же как и достаточность их совокупности. Выбор именно этих свойств и их интерпретация были сделаны на основании представления автора о том, при каких условиях интеллектуальная система превращается из умного, но пассивного ассистента в разумного и активного партнера такого пользователя, который решает задачи планирования, проектирования, прогнозирования, распознавания или принятия других решений.
|
1 |
Оглавление
|