Главная > Прикладные методы анализа данных и знаний
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

§ 2. Отличительные характеристики ЭС и ПС [75]

Приведем сводную таблицу характеристик экспертных и партнерских систем и расшифруем закодированные в ней обозначения (см. табл. 20).

1. Базы знаний ЭС включают в себя знания, представленные в какой-нибудь одной форме: в виде продукций, фреймов или семантических сетей. База знаний ПС должна иметь возможность работать одновременно с любой из этих форм представления знаний (библиотекой) и дополнительно включать в себя знания в форме программ, имитирующих поведение изучаемого или управляемого объекта в динамике при разных входных воздействиях на него.

2. Если в экспертных системах единственным источником знаний являются суждения экспертов, то партнерские системы должны иметь средства получения знаний и из данных, представленных в виде статистических или эмпирических таблиц «объект-свойство-время».

3. При извлечении знаний для ЭС приходится прибегать к помощи «инженера знаний». В ПС помимо этого можно использовать также программы автоматического обнаружения закономерностей (знаний), скрытых в базе данных.

4. Экспертные системы обычно имеют только базы знаний. Партнерские будут иметь также и базы данных, в частности такие, в которых данные представлены в форме трехвходовых таблиц типа «объект-свойство-время». Элементарной частью данных является запись типа: «У объекта  свойство  в момент времени  имеет значение . Достоверность этого факта равна ». Или короче: .

5. В отличие от ЭС, пользующейся одним (дедуктивным) способом логического вывода, например методом резолюций, заложенным в языке ПРОЛОГ, партнерская система должна обладать еще и средствами индуктивного вывода, в том числе средствами, имитирующими рассуждения по аналогии и немонотонные рассуждения.

6. Диалог экспертной системы включает в себя термины прикладной области, входящие в меню, или фразы жесткой конструкции. Партнерские системы должны быть оснащены лингвистическими процессорами, способными понимать высказывания пользователя на естественном проблемно-ориентированном языке.

7. Удобным для пользователя средством общения с системой был бы устный диалог. Это позволило бы общаться с ПС по телефону и открыло новые области применения систем искусственного интеллекта в службах сервиса и обучения.

8. Важной функцией партнерской системы, облегчающей процесс наполнения базы знаний, будет способность автоматического обнаружения противоречий между знаниями, уже имеющимися в БЗ, и новыми, поступающими от экспертов или от программ автоматического извлечения знаний из данных.

9. Аналогичное значение должны иметь средства автоматического обнаружения грубых ошибок в базе данных. ПС по своей инициативе должна информировать пользователя об обнаруженных неблагополучиях и предлагать варианты разрешения противоречий или исправления ошибок.

10. Партнерская система должна иметь средства автоматического прогнозирования значений величин, отсутствующих в БД (средства заполнения пробелов).

11. Отсутствующая в ЭС модель пользователя будет необходима ПС для планирования своего взаимодействия с ним. На первых порах эта модель может быть представлена программами адаптации системы к особенностям взаимодействия с нею данного конкретного пользователя (выявлением часто повторяющихся вопросов, часто решаемых им задач, наиболее предпочтительной формы получения ответов и т. д.).

Таблица 20. Характеристики экспертных и партнерских систем

Характеристики

Экспертная система

Партнерская система

1. Типы базы знаний

продукции, фреймы семантические сети

библиотека, имитационные модели

2. Источники знаний

эксперты

эксперты, базы знаний

3. Способы извлечения знаний

«инженер знаний»

«инженер знаний», автоматическое обнаружение в базе данных

4. Наличие базы данных

нет

да

5. Стратегия

логического вывода

дедукция

набор (дедукция, индукция, немонотонные рассуждения)

6. Язык общения с пользователем

проблемный

проблемно-

ориентированный

естественный язык

7. Устный диалог

нет

ограниченный словарь

8. Обнаружение противоречий в базе знаний

нет

да

9. Обнаружение ошибок в базе знаний

нет

да

10. Заполнение пробелов

нет

да

11. Модель пользователя

нет

адаптация

12. Гомеостат

нет

да

13. Вид результата

число, рецепт

+гипотеза, модель

12. Партнерская система должна иметь средства автоматического поддержания и даже улучшения своих рабочих характеристик в ходе эксплуатации. Для этого она должна включать в свой состав программы обеспечения гомеостатического состояния.

13. Экспертная система способна давать ответы в форме численных значений запрашиваемых величин или стандартных рекомендаций. Партнерская система, анализируя данные, знания и модели, должна кроме этого давать сопровождающие пояснения и формулировать обнаруживаемые новые закономерности или тенденции в форме, легко понимаемой пользователем.

Нельзя строго обосновать необходимость каждой из указанных характеристик партнерской системы, так же как и достаточность их совокупности. Выбор именно этих свойств и их интерпретация были сделаны на основании представления автора о том, при каких условиях интеллектуальная система превращается из умного, но пассивного ассистента в разумного и активного партнера такого пользователя, который решает задачи планирования, проектирования, прогнозирования, распознавания или принятия других решений.

 

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru