Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике 2.9. ВРЕМЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯПо данным теории Флетчера и Гельмгольда [4] слух ее реагирует на фазу колебаний синусоидальной звуковой волны, регистрируя только ее амплитуду и частоту. В случае сложных колебаний, состоящих из нескольких частотных составляющих, слух непосредственно не реагирует на фазовые сдвиги между ними, воспринимая только амплитуды и частоты колебаний каждой из составляющих, если они не попадают в одну и ту же критическую полоску слуха. Это объясняется тем, что каждая из частотных составляющих звука воспринимается своим участком основной мембраны, а для восприятия фазы колебаний у нее нет аппарата. Сдвиг по фазе может быть замечен, когда он превращается в запаздывание во времени. Малые фазовые сдвиги в ряде случаев могут обнаруживаться слухом из-за его нелинейности (см. § 2.10). Как всякая механическая и электрическая система, слуховой аппарат инерционен: при исчезновении звука слуховое ощущение исчезает не сразу, а постепенно уменьшаясь до нуля. Время, в течение которого ощущение по уровню громкости уменьшается на 8—10 фон, называется постоянной времени слуха. Эта постоянная зависит от ряда обстоятельств, а также от параметров воспринимаемого звука. В среднем она равна Экспериментально установлено, что если к шателю приходят два коротких звуковых импульса, одинаковые по составу и уровню, но один из них запаздывает, то они будут восприняты слитно, когда запаздывание не превышает и [2], с. 467). Правда, при запаздывании более будет прослушиваться некоторое качественное изменение звучания. Эта слитность звучания получается из-за того, что ощущение от первого импульса за после его окончания уменьшается примерно на даже если бы он прекратился мгновенно. На самом деле это уменьшение получается еще меньшим, и именно поэтому такие звуки воспринимаются слитно. При больших интервалах запаздывания ощущение от первого импульса уже становится малым и не маскирует второй, поэтому оба импульса воспринимаются раздельно. Это явление называют эхом. Если встать перед стеной на расстоянии более похлопать в ладоши, то услышим эхо в повторении хлопков, так как разность хода прямого и отраженного звуков будет более При меньшем расстоянии этого не наблюдается, так как расстояние, равное соответствует запаздыванию в 50 мс.
Рис. 2.9. 3 ависи масти разности уровней прямого и отраженного звуков от необходимого времени запаздывания для раздельного восприятия 1 и появления мешающего эха 2 Если уровень запаздывающего звука намного меньше уровня первого, то он не будет принят раздельно даже при запаздывании больше так как оста-» точное ощущение от первого звука может маскировать запаздывающий звук. На рис. 2.9 приведена зависимость между временем запаздывания и необходимой разностью уровней для слитного восприятия обоих звуков (кривая 1). На кривой 2 дана разность уровней, при которой эхо мешает восприятию первого звука. К одной из временных характеристик слуха относится явление послемаскировки: слабые звуки, идущие сразу после громких, оказываются полностью или частично замаскированными из-за последействия предыдущего звука. Следует еще упомянуть об интегрирующей способности слуха при восприятии короткого импульса. В пределах интегрируется интенсивность импульса, из-за этого более длительный импульс (в пределах до но с меньшей амплитудой воспринимается так же громко, как и короткий импульс с большей амплитудой, если произведение интенсивности импульсов на их длительность будет одинаковым. К временным характеристикам слуха относится и время установления тональности звука, точнее, его высоты. По данным [4] необходимо два-три периода колебаний, чтобы слух мог определить высоту звука, т. е. прйближенно частоту колебаний. На низких частотах это время составляет около на высоких — несколько меньше. Поскольку слуховое ощущение исчезает не сразу, то при сравнении двух тонов, следующих сразу один за другим и имеющих небольшую разницу по частоте, прослушиваются биения этих тонов, что помогает обнаруживать очень малые разности частот и медленные изменения частоты в небольших пределах.
|
1 |
Оглавление
|