10-4. Обмотка ротора асинхронного двигателя
Внутри статора двигателя (рис. 10-8) помещается его вращающаяся часть — ротор (рис. 10-11). Это цилиндр, набранный из стальных листов, как и статор, на поверхности которого имеются пазы. В пазы укладывается обмотка (медные стержни), замкнутая на торцах медными кольцами.
Рис. 10-11. Ротор короткозамкнутого двигателя.
Рис. 10-12. Беличье колесо.
Пазы в этом случае круглого сечения, а обмотка, показанная отдельно на рис. 10-12, имеет вид клетки, называемой «беличьим колесом».
Рис. 10-13. Стальной лист ротора.
Рис. 10-14. Ротор асинхронного двигателя с обмоткой.
Пазы могут быть и другого типа (рис. 10-13), а короткозамкнутая обмоткаполучается заливкой пазов алюминием; одновременно на торцах отливаются и короткозамыкающие кольца с лопастями для вентилятора. Электродвигатели такого типа называются короткозамкнутыми (рис. 10-10). Обмотка ротора короткозамкнутого двигателя является многофазной.
В пазах ротора (рис. 10-13) может быть уложена также обмотка, подобная обмотке статора (рис. 10-7). Такой ротор показан на рис. 10-14. В этом случае три вывода от обмотки, лежащей в пазах 1, присоединяются к трем контактным кольцам 2, насаженным на вал 3, изолированным друг от друга и от вала.
Рис. 10-15. Трехфазный асинхронный двигатель с кольцами.
При помощи щеток, наложенных на кольца, обмотку ротора присоединяется к реостату, который служит для пуска двигателя или для регулирования его скорости. Двигатель в этом случае называется двигателем с фазным ротором или с кольцами и показан на рис. 10-15.