Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше
Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике
4-15. Электродвигатель с параллельным возбуждением
Двигатель с параллельным возбуждением является наилучшим среди двигателей постоянного тока для привода механизмов, требующих почти постоянной частоты вращения и в то же время экономичного регулирования скорости. Схема этого двигателя показана на рис. 4-25.
Рис. 4-25. Двигатель параллельного возбуждения.
Зажимы пускового реостата обозначаются: Л — присоединяемый к линии (питающей сети); М — к зажимам обмотки возбуждения и Я — к зажимам якоря. Черными кружками (рис. 4-25) обозначены рабочие контакты, а пропуски между ними соответствуют секциям сопротивлений реостата. Металлическая дуга 3 при работе двигателя постоянно соединяет зажим Л с зажимами шунтового реостата, регулирующего ток возбуждения
Перед замыканием рубильника Необходимо убедиться, что рычаг (подвижный контакт) 1 пускового реостата 2 стоит на холостом контакте 0. Подвижный контакт шунтового реостата в цепи возбуждения должен находиться в крайнем левом положении, при котором сопротивление реостата минимально.
При замыкании рубильника и переводе рычага пускового реостата на первый из рабочих контактов ток
двигателя разветвляется на ток якоря
и ток обмотки возбуждения
Таким образом, ток в питающей цепи
где
.
Первый бросок тока в зависимости от величины пускового сопротивления
Под действием начального вращающего момента якорь начинает вращаться и с нарастанием скорости ток якоря уменьшается. Тогда рычаг пускового реостата, может быть переведен на второй контакт. При этом ток якоря, увеличившись броском, вызовет увеличение вращающего момента и дальнейшее приращение скорости, а затем вновь начинает уменьшаться. Тогда рычаг реостата переводят на следующий контакт и т. д. Пуск заканчивается, когда все сопротивление выведено и на якорь подано полное напряжение
Сопротивление пускового реостата
обычно рассчитано на кратковременную работу пуска и оставлять рукоятку реостата на промежуточных контактах длительно нельзя.
Рис. 4-26. Скоростные характеристики двигателя параллельного возбуждения.
Чем быстрее нарастает противо-э. д. с. якоря, тем скорее, уменьшается ток и тем меньше нагрев обмотки якоря. Поэтому пуск производят всегда при наибольшем токе возбуждения, замыкая, накоротко сопротивление регулировочного реостата (рис. 4-25). Тогда магнитный поток машины Ф и противо-э. д. с. будут максимальны. Кроме того, электродвигатель при пуске должен развивать повышенный вращающий, момент, а это может быть также при наибольшем магнитном потоке формула (4-8)].
Перед отключением двигателя переводят рычаг пускового реостата на нулевой контакт, а затем размыкают рубильник. Этим исключается подгорание контактов рубильника.
Скоростная характеристика двигателя
при
показана на рис. 4-26 кривой 1. При отсутствии механической нагрузки ток холостого хода
и скорости наибольшая:
так как
При увеличении нагрузки (момента сопротивления) на валу двигателя частота вращения падает незначительно, так как автоматическое увеличение вращающего момента происходит за счет увеличения тока в цепи якоря
который согласно уравнению (4-14а) резко возрастает при незначительном уменьшении противо-э. д. с. вследствие малой величины сопротивления цепи якоря
Такая характеристика называется жесткой.
Рис. 4-27. Рабочце характеристики двигателя параллельного возбуждения.
При неизменном токе возбуждения магнитный поток Ф можно считать приблизительно постоянным, так как влияние реакции якоря незначительно.
Тогда вращающий момент двигателя
приблизительно пропорционален току
Поэтому если отложить М по оси абсцисс на рис. 4-26, то получится механическая характеристика двигателя, т. е.
Очень удобны для пользования рабочие характеристики (рис. 4-27), даваемые в каталогах и описаниях электродвигателя. Это
при
, где
— к. п. д. двигателя, а
— полезная мощность на валу.
Развиваемая на валу мощность двигателя
а вращающий момент
При неизменной частоте вращения зависимость
была бы прямой линией, проходящей через начало координат. Однако скорость
при увеличении
падает и момент не пропорционален
Ток
при неизменном U пропорционален мощности в цепи питания
Так как потери двигателя
малы, то ток
приблизительно пропорционален
.
Регулирование скорости двигателя с параллельным возбуждением обычно производится изменением тока возбуждения. Этот способ дает экономичное плавное регулирование в пределах 1 : 1,5, а в специальном исполнении — до 1:8. Регулирование происходит следующим образом. Вращающий момент двигателя
при Ф = const пропорционален току
а ток
Вследствие малой величины
падение напряжения в цепи якоря
невелико. Поэтому при постоянных значениях U и
якоря может значительно возрасти при небольшом уменьшении противо-э. д. с.
Например, при
и
при токе якоря
противо-э. д. с.
. Если противо-э. д. с. уменьшится всего на 10 В (примерно на 5%) и будет
, то ток якоря
, т. е. увеличится в 3 раза.
Таким образом, если при некоторой постоянной нагрузке
и частоте вращения уменьшить ток возбуждения например на 5%, то. на столько же сразу уменьшатся магнитный поток Ф и противо-э. д. с. Е. Это вызовет резкое увеличение тока якоря и вращающего момента, причем избыточный момент пойдет на ускорение вращения якоря. Однако по мере нарастания скорости якоря противо-э. д. с. снова увеличится, ток якоря уменьшится до величины, при которой вращающий момент
примет прежнее значение. Таким образом, при равенстве
установится новая постоянная частота вращения, большая прежней.
При таком способе регулирования потери энергии в регулировочном реостате (мощность потерь
Гвгв) очень малы, так как
составляет всего
Этот способ позволяет изменять частоту вращения двигателя в сторону ее увеличения выше номинальной.
Если при неизменной нагрузке на валу двигателя включить добавочное сопротивление гл последовательно с обмоткой якоря, то в первый момент ток якоря уменьшится, отчего уменьшится вращающий момент и, так как момент сопротивления окажется больше, скорость уменьшится. Однако вследствие уменьшения скорости и противо-э. д. с. ток якоря станет возрастать, будет возрастать вращающий момент и при равенстве моментов дальнейшее снижение скорости прекратится.
Двигатель будет продолжать работать с постоянной, но пониженной частотой вращения. Этот способ - регулирования неэкономичен вследствие значительных потерь энергии в сопротивлении реостата.