Поэтому пусковой реостат в схеме так же необходим, как и в других двигателях постоянного тока.
Ток двигателя при работе равен:
При малых токах [около (25—50%)
поток машины пропорционален току
) и
т. е. момент пропорционален квадрату тока. При больших нагрузках на валу ток
близок к
сердечник машины насыщается и момент становится пропорционален току
Рис. 4-30. Характеристики скорости и момента двигателя последовательного возбуждения.
Рис. 4-31. Схема двигателя последовательного возбуждения.
Частота вращения двигателя
с увеличением нагрузки резко падает так как одновременно увеличиваются
Такая характеристика называется мягкой.
При нагрузках, меньших
, электродвигатель вращается с недопустимо большой скоростью вследствие малого значения магнитного потока. Такой режим не допускается ввиду опасности механического повреждения якоря.
Электродвигатель со смешанным возбуждением, имеющий последовательную и параллельную обмотки возбуждения, расположенные на общих полюсах, обладает частично свойствами двигателей параллельного и последовательного возбуждения.
Обе обмотки соединяются так, чтобы их м. д. с., а значит, и потоки
складывались. Такое соединение называется согласным.
Тогда
Электродвигатели этого вида применяются, когда скоростная характеристика должна быть несколько более жесткой, чем у двигателей с последовательным возбуждением. Они применяются как приводные двигатели трамвая, метро, электровоза, электропоезда, для электроприводов с использованием маховиков (йожницы, прессы и др.). Энергия вращающегося маховика может быть использована для привода механизма только при уменьшении его скорости. При ударной нагрузке электродвигатель с мягкой характеристикой стремится снизить скорость, благодаря чему запасенная маховиком кинетическая энергия передается исполнительному механизму. Работа с маховиком позволяет подобрать электродвигатель на меньшую мощность.
Второй случай применения последовательной обмотки это в двигателях параллельного возбуждения с малым воздушным зазором между якорем и полюсами и большой величиной тока якоря, приходящейся на единицу окружности якоря. В таких двигателях размагничивающее действие реакции якоря на частоту вращения больше, чем влияние падения напряжения в якоре [формула (4-19)]. Скорость такого двигателя с увеличением нагрузки не падает, а нарастает (рис. 4-26, кривая 2), что недопустимо. Если двигатель снабдить дополнительной последовательной (стабилизирующей) обмоткой, то работа его станет более устойчивой.