Наблюдаемая диастереоселективность объясняется образованием переходного состояния, в котором три атома кислорода енолят-иона, сульфоксида и альдегида координируются по атому магния. Енолят-ион атакует альдегид со стороны
-плоскости. Во взаимодействие вступает неподеленная электронная пара серы, тогда как арильный заместитель находится с другой стороны, в результате чего заместитель
альдегида располагается в
-положении по отношению к серосодержащей группе.
Напоминание 1. Если тригональный атом, например атом углерода, имеет три различных заместителя, то две его плоскости энан-тиомерны. Расположим заместители
с по старшинству: старший
средний
младший. Если эти заместители располагаются против часовой стрелки, то говорят о
-плоскости (от латинского sinister), если же по часовой стрелке, то —
-плоскости (от латинского rectus). Особый случай представляют собой альдегиды.
Напоминание 2. Выходом энантиомера называют различие между содержанием в продуктах реакции одного и другого энантиомера, выраженное в процентах, причем за 100% принимают суммарное количество образовавшихся энантиомеров:
(см. скан)
Литература. Mioskowski С, Solladie G. J. Chem. Soc. Chem. Commun., 1967, p. 162.
6. Музыкальная пауза
Во втором томе приведена краткая биография Бородина — химика, открывшего реакцию альдольной конденсации. Судьба оперы «Князь Игорь» показывает, что музыка занимала не слишком большое место в жизни этого известного химика. А.
Бородин начал писать своего «Князя Игоря» в 1869 г., но так и не закончил оперу до самой смерти через 18 лет! Многие фрагменты оперы были утрачены. Впоследствии они были записаны по воспоминаниям друзей, которым Бородин когда-то играл те или иные отрывки из своего произведения. Так, например, была восстановлена увертюра. После смерти Бородина друзья композитора Римский-Корсаков и Глазунов на основании оставленных им записей и собственных воспоминаний создали тот вариант «Князя Игоря», который мы знаем сегодня. Сам Бородин был слишком увлечен своими исследованиями в химической лаборатории, чтобы тратить время на оркестровку, многочисленные транспонирования и сценарий оперы.
Литература.
(см. скан)