Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
Глава 14. АНАЛИЗ АДАПТИВНЫХ УСТРОЙСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ЛУЧЕЙВ гл. 13 рассмотрены основные свойства линейных решеток и применение в них адаптивной обработки сигналов на основе использования алгоритма наименьших квадратов. В данной главе приводятся несколько дополнительных методов и алгоритмов адаптивного формирования лучей. Однако прежде обсуждаются некоторые особенности функционирования приемных решеток, соединенных с адаптивными устройствами формирования лучей. Как следует из предыдущего материала, такие системы предназначены одновременно для приема сигналов по выбранному направлению приема и для подавления помех по другим направлениям. Функционирование приемных решетокШирокополосная адаптивная решетка на рис. 13.15 является основной схемой, которая рассматривается в данной главе. Сигналы в этой системе могут быть как узкополосными, так и широкополосными. Здесь имеется К приемных элементов, каждый из которых соединен с линией задержки, имеющей L отводов (адаптивным трансверсальным фильтром); таким образом, общее число весовых коэффициентов системы равно KL. Приходящий на приемную решетку сигнал состоит из суммы полезного сигнала и шума, который включает в себя не только шум приемника, но и все виды помех от сосредоточенных и пространственно распределенных источников. В идеальном случае необходимо, чтобы выходной сигнал содержал полезный сигнал без шума. На практике это достигается редко, и при создании схемы обработки сигналов решетки нужно находить компромиссы, выбирая между уровнем подавления помех и степенью искажения полезного сигнала. В данном подразделе рассматриваются два различных подхода. При первом выходной сигнал системы является нзплучшей среднеквадратической оценкой полезного сигнала, при другом — суммой неискаженного полезного сигнала и помехи с минимальной мощностью. Первый подход основан на критерии минимума СКО, второй — на критерии максимального правдоподобия. Далее, в последующих подразделах, приводятся адаптивные алгоритмы обработки сигналов адаптивных решеток в реальном масштабе времени в соответствии с этими двумя критериями. Используемый здесь аналитический подход основан на работах Л. Гриффитса [3, 4] и О. Фроста [7, 8]. Еще раз обратимся к схеме адаптивной решетки на рис. 13.15. Возьмем некоторую точку в пространстве вблизи элементов антенны. Представим, что в этой точке размещен ненаправленный элемент для приема смеси сигнала и шума. Пусть
Каждое из устройств умножения на весовой коэффициент, соединенное с линией задержки с отводами, принимает сумму сигнала и шума. На входе
Здсь
где
B данной системе корреляционная матрица входного сигнала равна сумме корреляционных матриц полезного сигнала и шума. Соответственно
Полезным откликом на выходе адаптивной решетки является сам полезный сигнал. Взаимокорреляционная функция полезного отклика и вектора X
Оптимальный вектор весовых коэффициентов, при котором выходной сигнал является наилучшей серднеквадратической оценкой полезного сигнала, имеет вид
Эту формулу можно приближенно реализовать, вычисляя R и Для вычисления оптимальных в среднеквадратическом смысле решений часто применяют адаптивные методы в реальном масштабе времени, а не матричные способы. Одним таким методом является рассмотренный в гл. 13 алгоритм с пилот-сигналом. Определим теперь, согласуется ли решение алгоритма с пилот-сигналом с соотношением (14.9). Анализ проведем для алгоритма с одним режимом, структурная схема которого показана на рис. 13.18. Пусть
Как указано выше, входные сигналы устройств умножения на весовой коэффициент включают в себя составляющие полезного сигнала, помехи и в данном случае дополнительные составляющие пилот-сигнала. Обозначим эти составляющие пилот-сигнала вектором Полезный сигнал не известен, но полагаем, что наряду с геометрической конфигурацией приемной антенны и ее характеристиками известны его направления прихода и статистические свойства. Пилот-сигнал формируется таким образом, что имеет такую же автокорреляционную функцию, что и полезный сигнал. Будем считать, что все составляющие на входах устройств умножения на весовой коэффициент, полезный сигнал, помеха и пилот-сигнал являются некоррелированными. Следовательно,
где третье слагаемое есть автокорреляционная матрица составляющих пилот-сигнала на входах устройств умножения на весовой коэффициент, или
Взаимокорреляционная функция полезного отклика и входных сигналов устройств умножения на весовой коэффициент та же, что для полезного отклика и составляющих пилот-сигнала на входах этих устройств. Соответственно
Применение в рассматриваемом случае алгоритма наименьших квадратов приводит к следующему оптимальному вектору весовых коэффициентов:
Полученный результат не совпадает точно с (14.9). В (14.14) имеется смещение, возникающее из-за введения пилот-сигнала. Однако при малых значениях Хотя это не следует явно из (14.14), но уменьшение В [3] разработан алгоритм, который не только дает сходимость к вектору весовых коэффициентов (14.9), приводящему к наилучшей в среднеквадратическом смысле оценке полезного сигнала, но и не требует введения пилот-сигнала. Далее приводятся описание этого алгоритма и анализ его свойств.
|
1 |
Оглавление
|