Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
ГЛАВА 3. ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ ДИСКРЕТНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ§ 1. Задачи планирования перевозок1.1. Простейшей и наиболее популярной задачей планирования перевозок является транспортная задача. Постановка. ее заключается в следующем. Пусть имеется
Заданы затраты Введением переменных
при условиях
Требование целочисленности на переменные здесь не накладывается. Однако мы хотим напомнить (см. § 1 гл. 2), что транспортная задача (1.2) — (1.3) является представителем класса задач, всегда обладающих целочисленными планами при целочисленных исходных данных Примером собственно дискретной задачи о перевозках является транспортная задача с фиксированными доплатами (см. § 5 гл. 2). Напомним, что в этой задаче требуется при обычных «транспортных» ограничениях (1.3) минимизировать разрывную целевую функцию
где каждая функция
Фиксированные доплаты Широкий класс дискретных моделей возникает при формулировке задач о перевозках, связанных с использованием неделимых транспортных единиц. К рассмотрению некоторых моделей такого рода мы сейчас и перейдем. 1.2. Рассмотрим распределительную задачу. Эта математическая модель широко освещалась в литературе под самыми различными названиями (обобщенная транспортная задача, задача о взвешенном распределении, Обозначая через
при условиях
Здесь условия (1.8) выражают ограничения по фондам времени каждой транспортной единицы, а условия (1.9) говорят о том, что все рейсы должны быть выполнены. К совершенно аналогичной модели приводит близкая к описанной задача о выборе средств доставки груза. Пусть через
Через
Распределительная задача имеет весьма разнообразные приложения. Большое число практических ее интерпретаций читатель может найти в монографии Д. Б. Юдина и Е. Г. Гольштейна [44]. Здесь мы остановимся только на одной из них, уже не связанной с вопросами транспортировки, но имеющей важное значение в вопросах распределения производственной программы. Пусть требуется распределить изготовление деталей между станками. Индексом Обозначим через Отметим, что во многих интерпретациях распределительной задачи требование целочисленности на переменные может и не накладываться. 1.3. Рассмотрим распределительную задачу с фиксированными доплатами. Пусть в дополнение к перечисленным выше данным (см. п. 1.2) выпуск транспортной единицы типа Для отыскания наиболее экономной расстановки транспортных единиц по линиям, как и выше, введем целочисленные переменные
где
Ограничения по фонду времени каждой транспортной единицы будут теперь иметь вид
где
Ограничения по рейсам (1.9), равно как и очевидные ограничения (1.7), при этом сохраняются. Таким образом, задача заключается в минимизации (1.10) при условиях (1.7), (1.9) и (1.12). Из (1.10) и (1.11) легко усмотреть, что перед нами задача с фиксированными доплатами (см. § 5 гл. 2); ее отличие от рассматривавшихся ранее задач этого рода состоит в том, что здесь фиксированные доплаты входят не только в целевую функцию, но и в ограничения (1.12). Однако и этот вариант задачи можно свести к целочисленной задаче линейного программирования. В основе аналогичного сведения, описанного в § 5 гл. 2, лежало наличие верхних границ
С учетом (1.12) и
Таким образом,
Введем теперь вспомогательные переменные
Рассмотрим задачу минимизации
при условиях (1.7), (1.9), (1.15) и
Ее эквивалентность исходной задаче (1.10), (1.7), (1.9), (1.12) устанавливается точно теми же приемами, которые были применены в § 5 гл. 2 для транспортной задачи с фиксированными доплатами. Для рассмотренной сейчас задачи также можно дать производственное истолкование, как это было сделано для распределительной задачи в конце предыдущего пункта. Действительно, рассматривая распределение производственной программы, можно интерпретировать временем себестоимость. Такие задачи весьма характерны для машиностроительного производства. 1.4. Рассмотрим задачу о выборе средств доставки грузов. Пусть грузовой флот имеет в своем составе суда Учитывая неделимость транспортных единиц, введем целочисленные переменные
при условиях
Здесь ограничения (1.21) показывают, что общее количество груза, загружаемое в емкости каждого типа, не должно превышать суммарной грузоподъемности этих емкостей по всем судам, а ограничения (1.22) говорят о том, что перевозки по всем грузам должны быть полностью осуществлены. Отметим, что на переменные 1.5. Рассмотрим теперь простую модель развозки [51]. Пусть некоторая центральная база снабжает продукцией (ее можно считать однородной) Пусть для каждого склада известна функция затрат по доставке в зависимости, скажем, от размера заказа. Требуется составить график развозки, обеспечивающий всех клиентов и минимизирующий суммарные затраты. Подчеркнем, что время доставки здесь никак не учитывается; предполагается, что все операции по доставке заведомо могут быть осуществлены в течение некоторого периода времени, устраивающего всех заказчиков. Под способом развозки будем понимать любую допустимую комбинацию выполнения заказов. Говоря точнее, способ развозки представляет собой Итак, пусть при данных конкретных условиях задачи составлена матрица выборе наиболее экономичной комбинации этих способов. Введем переменные
Теперь мы естественным образом получаем задачу минимизации суммарных затрат
при условиях (1.23) и
Условия (1.25) означают, что все заказы должны быть удовлетворены. Обращаем внимание читателя на то, что модель (1.23) — (1.25) фактически совпадает со взвешенной задачей о покрытии, рассмотренной в § 3 гл. 2.
|
1 |
Оглавление
|