Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
ГЛАВА 2. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ДИСКРЕТНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ§ 1. Транспортная задачаПри классификации математических моделей дискретного программирования (гл. 1, § 2) отмечалось, что некоторые задачи, формально не являющиеся целочисленными, на деле всегда имеют целочисленные решения при любых целочисленных исходных данных. Это обстоятельство было впервые подмечено Данцигом еще в 1951 г. при конкретизации метода последовательного улучшения плана (симплекс-метода) применительно к транспортной задаче. Тем самым последнюю можно считать в определенном смысле прародителем всех дискретных задач математического программирования. 1.1. Постановка транспортной задачи заключается в следующем. Имеется некоторого однородного продукта и
Требуется составить план перевозок: а) не выводящий за пределы производительности поставщиков, б) полностью обеспечивающий всех потребителей и в) дающий минимум суммарных затрат на перевозку. Введем переменные
Очевидно, что требование а) отражается условием
а требование б) — условием
Наконец, суммарные затраты при этом равны
Таким образом, формально транспортная задача заключается в минимизации (1.5) при условиях 1.2. В явном виде требование целочисленности на переменные устанавливающая связь транспортных задач и задач целочисленного линейного программирования. Теорема 1.1. При любых целых значениях Этот важный факт можно установить непосредственно, как следствие известных методов решения транспортной задачи. Здесь будет дан эскиз доказательства; для его проведения фактически нужно лишь осмыслить некоторые детали вычислительного процесса. Очевидно, что для доказательства теоремы достаточно убедиться в справедливости следующих двух простых предложений: 1°. Существует исходный опорный целочисленный план. 2°. При переходе от одного опорного плана к другому целочисленность сохраняется. Действительно, из Целочисленный опорный план, существование которого утверждается в предложении 1°, будет указан путем прямого построения. Процесс заключается в следующем: 1 1) Рассмотреть матрицу и найти 2) Положить в качестве первой базисной переменной
3) Если минимум в (1.6) есть 3") Если минимум в (1.6) есть 3") Если 4) Повторить шаги Отметим, что если при применении правила Всего необходимо проделать Фактически здесь дано формальное описание метода минимального элемента для построения начального приближения в транспортной задаче. Легко видеть, что к тому же выводу можно было бы прийти, анализируя любой другой прием построения исходного плана (например, метод северо-западного угла). Рассмотрим теперь переход от одного опорного плана к другому. Пусть найден некоторый опорный целочисленный план, не являющийся оптимальным. Пусть обнаружено, что для его улучшения в базис следует ввести переменную (см. скан) Как видим, значения переменных при этом изменяются на целое число Более подробное изложение этого вопроса можно найти, например, в монографии Данцига [66]. 1.3. Установленная сейчас целочисленность планов транспортной задачи имеет место и для любых ее частных случаев. Важнейшими из них являются задача о назначениях (задача выбора), рассматриваемая в § 3 настоящей главы, и задача о потоке в сети. При всем большом самостоятельном значении теории потоков в сети эти вопросы лежат в стороне от предмета данной работы. Читателю, интересующемуся специально потоками в сетях, можно рекомендовать монографию Форда и Фалкерсона [75]. Отметим лишь, что целочисленность решений для задачи о назначениях и задачи о потоке можно не только вывести из соответствующего свойства транспортной задачи, но и доказать непосредственно. 1.4. Целочисленность планов транспортной задачи, в которой мы убедились при анализе хода ее решения, в действительности не связана с конкретными вычислительным методами, а имеет гораздо более глубокие причины. Дело в том, что если ограничения транспортной задачи (1.3), (1.4) записать в форме ограничений общей задачи линейного программирования (т. е. привести их к виду
|
1 |
Оглавление
|