Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
ЧАСТЬ I. ПРЕДМЕТ И МОДЕЛИ ДИСКРЕТНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯЭта часть играет роль развернутого введения. В гл. 1 дается общая характеристика предмета дискретного программирования и разъясняются идеи, лежащие в основе важнейших численных методов этой дисциплины. Указывается схематическая классификация математических моделей и прикладных задач дискретного программирования. На основе этой классификации в гл. 2 и 3 приводятся математические формулировки наиболее типичных задач. Читатель, не ставящий перед собой целью активно овладеть методами дискретного программирования, а желающий получить лишь первоначальное представление о предмете и освоить технику формулирования задач, может ограничиться изучением только этой части книги. ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ§ 1. Предмет дискретного программирования1.1. Настоящая книга посвящена дискретным задачам математического программирования. Наиболее изученными задачами этого класса являются целочисленные задачи линейного программирования, т. е. задачи линейного программирования, в которых на все переменные (либо на их часть) наложено дополнительное требование целочисленности. В первом из этих случаев обычно говорят о полностью целочисленных, а во втором — о частично целочисленных задачах. Разумеется, аналогичным образом можно определить целочисленные (частично целочисленные) варианты и для более общих задач оптимального программирования — можно говорить, например, о задачах выпуклого целочисленного программирования и т. п. От целочисленных задач принято отличать так называемые дискретные задачи математического программирования, в которых областью допустимого изменения каждой переменной является не множество целых неотрицательных чисел, а некоторое заданное конечное множество. Как будет показано ниже (см. гл. 2), такие задачи (на конечных множествах) могут быть формально сведены к целочисленным. Исследования в этом направлении, начатые менее 15 лет тому назад, к настоящему времени продвинуты настолько далеко, что сейчас мы уже вправе говорить о самостоятельном разделе математического программирования — дискретном программировании. В литературе употребляется также термин «целочисленное программирование» и реже — «комбинаторное программирование». Однако нам представляется, что термин «дискретное программирование» наиболее полно отражает специфику вопроса, хотя при его использовании и возникает некоторая опасность смешения дискретного программирования и, скажем, дискретного анализа. Впрочем, далее мы увидим, что связь этих двух дисциплин является не только терминологической. 1.2. Опишем теперь предмет в более формальных терминах. Под общей задачей математического программирования мы, как обычно, будем понимать задачу максимизации скалярной функции
при условиях
и
Здесь В целях лучшего уяснения места дискретных задач среди задач математического программирования сделаем здесь небольшое отступление. Среди задач (1.1) — (1.3) можно выделить класс задач, которые мы назовем регулярными. Эти задачи характеризуются следующими условиями. 1. Для каждой точки 2. Можно указать достаточно эффективно проверяемые необходимые и достаточные условия локальной оптимальности. На основе этих условий локальный оптимум целевой функции (1.1) на множестве 3. Локальный оптимум целевой функции совпадает с глобальным. К регулярным задачам относятся, например, задачи выпуклого программирования (функция К задачам, не являющимся регулярными, относятся, в частности, так называемые многоэкстремальные задачи, в которых глобальный экстремум может не совпадать с локальным. Многоэкстремальным задачам уделено значительное место в обзоре Д. Б. Юдина [42], [43]. Дискретные задачи математического программирования образуют другой обширный класс нерегулярных задач. Формально их можно охарактеризовать как задачи типа Отсюда ясно, что в дискретных задачах область допустимых решений
Здесь В простейшем случае, когда 1.3. Если в решении регулярных (прежде всего линейных, а также выпуклых) задач математического программирования достигнуты значительные успехи, то решение дискретных задач наталкивается на ряд существенных и специфических затруднений. Эти затруднения носят не только технический, но и принципиальный характер. Дело в том, что отмечавшиеся выше невыпуклость и несвязность области допустимых решений дискретной задачи делают невозможным применение стандартных приемов «регулярного» математического программирования (продвижение из одной вершины многогранника в другую, перемещение по градиенту в окрестности данной точки и т. п.). «Наивные» подходы к дискретным задачам также оказываются несостоятельными. Так, идея прямого перебора для задач с конечным множеством допустимых решений не может быть практически реализована, так как в случае конечности всех множеств
иначе говоря, с увеличением числа переменных объем вычислительной работы растет весьма быстро. То, что при этом подсчете мы не учитывали ограничений (1.2), дела практически не меняет. Другой напрашивающийся подход к дискретным (точнее, целочисленным) задачам заключается в их «регуляризации», т. е. в отбрасывании условий дискретности и решении соответствующей непрерывной задачи с последующим округлением нецелочисленных компонент решения до ближайших целых чисел. Однако можно построить простые примеры задач целочисленного линейного программирования, показывающие неприемлемость этого подхода. Рассмотрим, например, задачу максимизации линейной формы
при условиях
Игнорируя условие целочисленности, мы можем легко найти оптимальный план соответствующей задачи линейного программирования:
Легко убедиться, что никакие варианты округления компонент этого нецелочисленного плана здесь не дают даже допустимого решения! Оптимальное же целочисленное решение этой задачи имеет вид
Сразу же отметим, что приведенный пример порочит не саму идею регуляризации, а лишь ее чересчур прямолинейное использование. Идея регуляризации задачи лежит в основе широкого класса численных методов дискретного программирования — так называемых «методов отсечения» (см. § 4). Все сказанное показывает, что для решения дискретных задач оптимизации необходимо создание совершенно новых методов. Классификации и краткий обзор этих методов будут приведены в § 4.
|
1 |
Оглавление
|