Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
ГЛАВА 16. ДЕТЕРМИНИРОВАННЫЕ МЕТОДЫВ этой главе излагаются некоторые приближенные методы для решения одного частного класса дискретных задач (задачи с фиксированными доплатами). Специфика этого класса задач позволяет разработать ряд приемов, приводящих к вполне приемлемым на практике планам. В § 1 эти приемы излагаются применительно к транспортной задаче с фиксированными доплатами. В § 2 указаны возможности их распространения на более общие случаи. § 1. Приближенные методы для транспортной задачи с фиксированными доплатами1.1. Напомним, что транспортная задача с фиксированными доплатами, называемая также неоднородной транспортной задачей (см. § 5 гл. 2), заключается в минимизации
при обычных условиях транспортного типа
Фигурирующие в (1.1) функции
Здесь все 1.2. Обсудим прежде всего некоторые прямолинейные подходы к этой задаче, подсказываемые «транспортным» характером ее ограничений. Легко установить следующие простые теоремы, впервые доказанные Данцигом еще в 1954 г. в неопубликованном отчете корпорации РЭНД (см. [106]). Теорема 1.1. Если в транспортной задаче с фиксированными доплатами все Действительно, оптимальные значения целевых функций в этом случае будут отличаться на Теорема 2.1. Если в задаче с доплатами Это утверждение станет особенно ясным, если учесть, что целевая функция (1.1), будучи суммой вогнутых функций (рис. 16.1.1, а), сама является вогнутой, и следовательно, ее экстремумы будут достигаться в крайних точках многогранного выпуклого множества измененный соответствующим образом метод последовательного улучшения плана) даст нам, вообще говоря, лишь локальный, а не глобальный минимум. По той же причине эту задачу нельзя решить линейным сглаживанием разрыва (рис. 16.1.1,6) с последующим «предельным переходом» — аппроксимирующие кусочно-линейные функции Попытаемся воспользоваться транспортностью ограничений (1.2)-(1.4) и извлечь некоторую информацию из решения соответствующей транспортной задачи с матрицей С.
Рис. 16.1.1а.
Рис. 16.1.1б. Непосредственно ясно, что план транспортной задачи с доплатами приводят к тем меньшей величине суммарных затрат, чем более вырожденным является соответствующий план задачи без доплат (в сумме (1.1) фигурирует меньшее число слагаемых Элементарный алгоритм для искусственного создания вырожденности в транспортной задаче был предложен в [106]. Он основан на том известном факте, что транспортная задача является вырожденной тогда и только тогда, когда существуют такие подмножества индексов:
что
Указанный алгоритм состоит в следующем. 1. Найти 2. Задавшись некоторым 3. Положить 4. Если этот минимум есть авычеркнуть из матрицы строку 5. Повторить шаги 1—4 над суженной матрицей, пока все Легко видеть, что этот процесс представляет собой известный метод минимального элемента для нахождения опорного плана транспортной задачи (см. § 1 гл. 2), дополненный шагом 2. Полученный таким образом план и предлагается принять за приближенный план задачи с фиксированными доплатами. «Шаг вырождения» А представляет здесь максимальную величину, на которую допустимо изменять величины 1.3. Сведение транспортной задачи с фиксированными доплатами к целочисленной было продемонстрировано в § 5 гл. 2. Напомним здесь соответствующую формулировку. Минимизировать
при условиях (1.2), (1.3), (1.4) и
где
Разумеется, к полученной целочисленной задаче применимы любые общие методы целочисленного программирования. Однако ее большие размеры (матрица ограничений при сведении данной задачи к общей задаче линейного программирования имеет размеры Поэтому естественно пытаться использовать здесь специфику задачи в ином направлении — в направлении создания специализированных приближенных методов. Простой приближенный метод был предложен в 1961 г. Балинским [49]. Идея этого метода основана на рассмотрении задачи с отброшенным условием целочисленности (1.7). Она дается следующей простой теоремой. Теорема 3.1. Пусть
Доказательство. Если будут, а значение линейной формы (1.6) уменьшится. Следовательно, план Из этой теоремы следует, что при поиске оптимального плана задачи (1.6), (1.2) - (1.4), (1.8) без учета требования целочисленности
и прийти тем самым к задаче минимизации линейной формы
при условиях (1.2) — (1.4). Таким образом, транспортная задача с фиксированными доплатами аппроксимирована обычной транспортной задачей (1.11), (1.2) -(1.4), машинное решение которой освоено достаточно хорошо и никаких трудностей уже не представляет. По оптимальному плану
Имеющиеся оценки отклонения приближенного плана (1.12) от оптимума тривиальны и поэтому практически мало полезны. Однако благодаря своей простоте описанный прием (часто называемый «методом Балинского») может широко применяться для приближенного решения реальных задач. Идея этого метода станет еще более прозрачной, если обратиться к геометрической интерпретации (рис. 16.1.1b). Попытаемся заменить на каждой магистрали
откуда сразу находим коэффициенты линейной функции
Рис. 16.1.1в. Таким образом, однородная транспортная задача с коэффициентами линейной формы (1.13) и есть задача (1.11), (1.2) — (1.4). 1.4. Остановимся теперь на одной модификации метода Балинского, позволяющей во многих случаях улучшить получаемый с его помощью приближенный план (см. [11], [13], [14]). Идея этого подхода заключается в следующем. В любом оптимальном плане
поскольку для них для которых Это реализуется следующим образом. В качестве первого приближения к оптимальному плану задачи (1.1) — (1.4) составляется и решается транспортная задача с целевой функцией (1.11) (т. е. осуществляется метод Балинского). В оптимальном плане
вычисляем
и решаем транспортную задачу (меньших размеров!) с исходными данными Очевидно, Таким образом, описываемый приближенный метод проводится «циклами», на каждом из которых к вспомогательной задаче (имеющей меньшие размеры по сравнению с предыдущим циклом) применяется метод Балинского с соответствующим пересчетом данных. Этот процесс, разумеется, конечен, поскольку размеры задач каждый раз сокращаются. На каждом цикле в окончательный план переносятся те Остановимся еще на некоторых деталях, связанных с реализацией этого метода. При переходе к каждому следующему циклу может оказаться целесообразным вычеркивать не все висячие ряды, а, скажем, один или несколько из них. Такая более тонкая «доводка» существенно увеличивает объем вычислений, но, как правило, приводит к лучшим окончательным результатам. Один из возможных способов выбора вычеркиваемого ряда будет указан в следующем пункте при формальном описании алгоритма. Однако при вычеркивании одного висячего ряда процесс может оказаться не монотонным в смысле значения целевой функции. В связи с этим в алгоритме появляются некоторые несложные ветвления, которые также будут описаны в следующем пункте. 1.5. Опишем более подробно намеченный выше приближенный метод. Как уже указывалось, в нем по данной задаче с фиксированными доплатами строится последовательность транспортных задач, причем задача Задача 0. Дано множество пунктов производства
где
при условиях
Пусть
Найдем множества висячих строк и столбцов: Как известно, хотя бы одно из этих множеств не пусто. Рассмотрим
Аналогично для любого
Определим
Обозначим
Плану задачи
Вычислим, кроме того,
Задача 1. Дано множество пунктов производства
Дано множество пунктов потребления
Требуется минимизировать
где
при условиях
Пусть
Если Опишем теперь переход от задачи Вычислим
Если
Для каждого
а для каждого
Вычисляем
Обозначим
Вычислим
и переходим к задаче Задача
Дано множество пунктов потребления
Требуется минимизировать
где
при условиях
Напомним, что описанный переход к задаче
В качестве приближенного плана задачи
1.6. Машинное опробование описанного сейчас алгоритма пока не проводилось. Ручной счет для задач небольших размеров показал, что этот алгоритм может дать снижение суммарных затрат против значения, по лучаемого по методу Балинского, порядка 3—5%. Как основной вариант метода Балинского, так и описанная здесь его модификация первоначально предназначались для решения сбалансированных задач,
Между тем для многих прикладных задач такого типа (в особенности для задач размещения — см. § 2 гл. 3) характерна значительная несбалансированность (открытость):
Ясно, что этот случай является еще более выгодным для применения описанных приемов, ибо с ростом разности
|
1 |
Оглавление
|