Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
§ 2. Случайный поиск с локальной оптимизацией2.1. В этом параграфе описывается подход к задачам дискретного программирования, основанный на сочетании случайного поиска с локальной оптимизацией. Идея этого подхода весьма проста. Производится случайный выбор исходного плана. Далее некоторым естественным образом определяется «окрестность» этого плана и находится «локальный» оптимум целевой функции на точках окрестности. Поиск этого оптимума чаще всего ведется прямым перебором, ибо окрестность по самому своему построению состоит из относительно небольшого числа точек. Затем производится случайный выбор нового плана и снова находится локальный оптимум в окрестности этого плана. Процесс этот повторяется многократно, и из полученных локальных оптимумов выбирается наилучший в смысле значения целевой функции. Он и принимается за приближенное решение задачи. Подобный подход к дискретным задачам был предложен в статье Рейтера и Шермаиа [119]; наше изложение будет в основном следовать этой работе. Перейдем теперь к формальному описанию этого подхода. 2.2. Рассматривается задача максимизации функции
на конечном множестве Пусть на 1° . Для каждого
Тем самым на X определено семейство окрестностей Предположим далее, что на
Очевидно, что оператор Пару Введем еще несколько простых понятий. Точка называется локально оптимальной относительно структуры
Из приведенных определений и из конечности множества Теорема 2.1. Для любой структуры 1) в G существуют локально оптимальные точки; любая оптимальная точка является и локально оптимальной, 2) для любого Рассмотрим произвольную точку
Из утверждения 2) теоремы 2.1 сразу следует, что любая точка Теорема 2.2. Пусть Иначе говоря, множество локально оптимальных точек определяется независимо от Для простоты изложения предположим, что различные локально оптимальные точки дадот различные значения целевой функции. Определим множества
То есть, состоит из всех точек, доминанты которых приводят к значению целевой функции, равному 2.3. Коротко упомянем и о вероятностной стороне вопроса. Выбор точек Распределение Именно, положим
Вспоминая определение (2.4), легко дать интерпретацию это есть вероятность того, что распределение В частности, если в качестве
Отметим, что для любого точного алгоритма структура 2.4. Описанная конструкция представляет собой абстрактное оформление высказанной в начале этого параграфа идеи. Разумеется, при доведении этой схемы до вычислительного алгоритма необходима детальная ее конкретизация, учитывающая особенности задачи. Приведенное выше определение окрестности данной точки (данного плана) является весьма общим. На практике, разумеется, желательно, чтобы окрестности были легко обозримыми, т. е. содержали сравнительно небольшое число точек. Приведем пример. Если X представляет собой перестановку
(здесь
(здесь аналогично перемещается пара Различие между описанным подходом и методом случайного поиска в его чистом виде удобно пояснить также в терминах окрестностей: в методе случайного поиска окрестность каждой испытываемой точки состоит только из самой этой точки (тем самым каждая точка является локально оптимальной). Оператор Общность описанной конструкции предоставляет также широкие возможности для разнообразных ее модификаций. Так, можно ввести в рассмотрение «стоимость» (или иную аналогичную характеристику) объема вычислений с тем, чтобы не добиваться малозаметных улучшений плана слишком дорогой «ценой». Наряду с детерминированными алгоритмами локальной оптимизации В качестве исходной здесь рассматривалась задача максимизации; перенесение схемы на случай задачи минимизации является совершенно очевидным. 2.5. В качестве иллюстрации опишем некоторые предложенные Рейтером и Шерманом [119] алгоритмы для решения задачи о коммивояжере. Задача эта неоднократно упоминалась выше (см., например, § 3 гл. 10, § 2 гл. 12); поэтому математическая формулировка здесь не воспроизводится. Отметим лишь, что в качестве Алгоритм элементы, после чего производится сравнение значений целевой функции для X и для новой перестановки Алгоритм II аналогичен алгоритму I, но на каждом этапе производится сравнение не двух планов, а шести. На первом этапе эти шесть планов получаются из исходного путем всевозможных перестановок тройки Алгоритм III. Случайным образом выбирается план Алгоритм 2.6. С описанными алгоритмами были проведены большие серии численных экспериментов на машине IBM-1620. Давая их общую оценку, можно прежде всего сказать, что особенно перспективными представляются алгоритмы алгоритмы Эксперименты велись с сериями задач различных размеров; большинство этих задач было взято из имеющейся литературы, и для них уже были известны оптимальные (или «подозревавшиеся» на оптимальность) планы. Далее будет приведена некоторая выборка из результатов экспериментов. Для серии задач с 9 городами были получены планы не худшие, чем известные до сих пор. В одной из этих задач оптимальный план при помощи алгоритма III был получен в 48% всех просчетов; для той же задачи алгоритм IV (2) привел к оптимуму в 91% всех просчетов, а алгоритмы В задаче с 15 городами был найден лучший план, чем известный до сих пор. При помощи алгоритма III он был получен в 11% всех просчетов. Наилучшие результаты здесь дал алгоритм Для задачи с 25 городами найденный Хелдом и Карпом [94] оптимальный план был получен при помощи алгоритма III в 1,7% всех просчетов, при помощи алгоритма В задаче с 33 городами наилучшее решение было найдено алгоритмом К рассматривавшейся ранее многими авторами задаче с 42 городами применялись все четыре алгоритма. Алгоритм I дал лучший результат 1204, алгоритм II — 605, алгоритм III — 204; точное значение оптимума 167,5 было найдено только алгоритмами серии IV (алгоритмом IV(3) - в 3,5% просчетов, алгоритмом Задача с 57 городами находилась уже почти на пределе возможностей имевшейся машины. Наилучший из найденных здесь результатов был найден посредством алгоритма IV (22) в 4% всех просчетов (среднее время одного просчета было около 21 мин.). Алгоритм Изложенные здесь результаты численных экспериментов говорят о том, что описанный подход является вполне приемлемым.
|
1 |
Оглавление
|