Общее дифференциальное уравнение устойчивости стержня и краевые условия.
 
Рассмотрим более общий случай, когда на стержень действуют осевая сила N, приложенная на конце стержня, распределенная осевая нагрузка  (рис. 12.34) и поперечные нагрузки Р. Изгибающий момент в сечении z
 (рис. 12.34) и поперечные нагрузки Р. Изгибающий момент в сечении z 
 
где  — изгибающий момент от поперечной нагрузки. Подставляем (179) в уравнение (163):
 — изгибающий момент от поперечной нагрузки. Подставляем (179) в уравнение (163): 
 
 
Дифференцируя это равенство по z, получаем 
 
где  — перерезывающая сила от поперечных нагрузок.
 — перерезывающая сила от поперечных нагрузок. 
 
Рис. 12.34. Определение изгибающего момента в сечении стержня 
Повторяя операцию дифференцирования, находим 
 
Предполагается, что поперечная распределенная пагрузка  отсутствует. Уравнение (182) представляет общее дифференциальное уравнение устойчивости стержня.
 отсутствует. Уравнение (182) представляет общее дифференциальное уравнение устойчивости стержня. 
 
Рис. 12.35. Краевые условия в задачах устойчивости стержней: а — расчетная схема; б — условная перерезывающая сила 
Рассмотрим краевые условия для уравнения устойчивости на примере консольного стержня. При  стержень имеет заделку, и потому
 стержень имеет заделку, и потому 
 
На конце  изгибающий момент отсутствует:
 изгибающий момент отсутствует: 
 
Для перерезывающей силы из уравнения (181) получаем при  
 
 
Условная перерезывающая сила на конце стержня появляется за счет проекции усилия N (рис. 12.35). 
Отметим, что уравнение (182) является дифференциальным уравнением четвертого порядка, и для его однозначного решения должны быть указаны четыре краевых условия (обычно по два при  ).
). 
 
Замечания. 1. Напомним правило дифференцирования определенного интеграла по параметру: 
 
Это правило легко установить, рассматривая приращение 
 
Соотношение (184) применялось при дифференцировании уравнения (180). 
2. Следует обратить внимание, что при выводе краевого условия (183) направление усилия N оставалось неизменным. Если усилие N считать направленным по касательной к оси стержня («следящая» нагрузка), то решение задачи усложняется.