20. Модели ползучести и вязкоупругости
Как уже указывалось в разд. 15, ползучестью материала называется возрастание деформаций с течением времени при постоянном нагружении. Ползучесть металлов возникает главным образом в теплонапряженных элементах конструкций, при работе в условиях повышенных температур. Для полимерных и композиционных материалов, бетонов и др. ползучесть проявляется и при нормальной температуре. Для подобных материалов обычно используются модели вязкоупругости.
Практическая важность проблемы приводит к необходимости оценки влияния ползучести на работоспособность конструкции. Ползучесть влияет на перераспределение напряжений в элементах конструкций, а в ряде случаев приводит к недопустимому возрастанию деформаций. Разберем сначала модели ползучести металлических конструкционных материалов.
Основы моделей ползучести. Модели ползучести основаны на следующих допущениях. Общие деформации, вызываемые действующими напряжениями и нагревом, представляют сумму деформаций упругости, пластичности, ползучести и температурной деформации:
Верхние индексы указывают природу деформации (
— упругость,
— пластичность, с — ползучесть);
— коэффициент линейного расширения; Т — температура.
На рис. 5.16 дана схематическая модель материала, соответствующая равенству (94).
Рис. 5.16. Схематическая модель материала
Материал рассматривается как последовательное соединение элементов. Тепловое воздействие вызывает тепловое расширение, а также влияет на параметры всех элементов (уменьшение модуля упругости в результате нагрева и т. п.).
Часто деформацию упругости и пластичности объединяют (деформационная теория пластичности), относя к ним и температурную деформацию. Равенство (94) справедливо и в дифференциальной форме:
В практических расчетах под
понимают приращение деформации
за малый промежуток времени
.
Второе допущение, используемое при построении моделей ползучести, состоит в том, что скорости деформаций ползучести или суммарные деформации пропорциональны составляющим девиатора напряжений.
Модели ползучести переносят результаты простых экспериментов (растяжение стержня при постоянных температуре и напряжении) на общий случай деформирования.