Главная > Фейнмановские лекции по физике: Т.1 Современная наука о природе. Законы механики
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

§ 2. Потенциальная энергии тяготения

Сохранение энергии можно понять, только если имеются формулы для всех се видов. Я сейчас рассмотрю формулу для энергия тяготения близ земной поверхности; я хочу вывести ее, но не так, как она впервые исторически была получена, а при помощи специально придуманной для этой лекции нити рассуждений. Я хочу вам показать тот достопримечательный факт, что нескольких наблюдений и строгого размышления достаточно, чтобы узнать о природе очень и очень многое. Вы увидите, в чем состоит работа физика-теоретика. Вывод подсказан блестящими рассуждениями Карно о к.п.д. тепловых машин.

Рассмотрим грузоподъемные машины, способные подымать один груз, опуская при этом другой. Предположим еще, что вечное движение этих машин невозможно. (Именно недопустимость вечного движения и есть общая формулировка закона сохранения энергии.) Определяя вечное движение, нужно быть очень осторожным. Сделаем это сначала для грузоподъемных машин. Если мы подняли и опустили какие-то грузы, восстановили прежнее состояние машины и после этого обнаружили, что в итоге груз поднят, то мы получили вечный двигатель: поднятый груз может привести в движение что-то другое. Здесь существенно, чтобы машина, поднявшая груз, вернулась в первоначальное положение и чтобы она ни от чего не зависела (чтобы не получала от внешнего источника энергию для подъема груза, словом, чтобы не приходил в гости Кожаный Чулок со своими кубиками).

Фигура 4.1.  Простая грузоподъемная машина

Очень простая грузоподъемная машина показана на фиг. 4.1. Она подымает тройной вес. На одну чашку весов помещают три единицы веса, на другую - одну. Правда, чтобы она и впрямь заработала, с левой чашки необходимо снять хоть малюсенький грузик. И наоборот, чтобы поднять единичный груз, опуская тройной, тоже нужно немного сплутовать и убрать с правой чашки часть груза. Мы понимаем, что в настоящей подъемной машине надо создать небольшую перегрузку на одну сторону, чтобы поднять другую. Но пока махнем на это рукой. Идеальные машины, хотя их и нет па самом деле, не ну ж даются в перевесе. Машины, которыми мы фактически пользуемся, можно считать в некотором смысле почти обратимыми, т. е. если они поднимают тройной вес при помощи единичного, то они могут поднять также почти единичный вес, опуская тройной.

Представим, что имеются два класса машин — необратимые (сюда входят все реальные машины) и обратимые, которых на самом деле не существует; как бы тщательно ни изготавливать подшипники, рычаги и т. д., таких машин все равно не построишь. Но мы предположим все же, что обратимая машина существует и способна, опустив единичный груз (килограмм или грамм — все равно) на единичную длину, поднять в то же время тройной груз. Назовем эту обратимую машину машиной А. Положим, что данная обратимая машина подымает тройной груз на высоту . Затем предположим, что имеется другая машина В, не обязательно обратимая, которая тоже опускает единичный вес на единицу длины, но поднимает тройной вес на высоту . Теперь можно доказать, что  не больше , т. е. что нельзя соорудить машину, которая смогла бы поднять груз выше, чем обратимая. Почему? Посмотрите. Пусть  выше . Мы берем единичный вес и опускаем его на единицу длины машиной В, тем самым поднимая тронной груз на высоту . Затем мы можем опустить груз с высоты  до , получив свободную энергию, в включить обратимую машину А в обратную сторону, чтобы опустить тройной груз на  и поднять единичный вес на единичную высоту. Единичный вес очутится там, где он был прежде, и обе машины окажутся в состоянии начать работу сызнова! Итак, если  больше , то возникает вечный двигатель, а мы предположили, что такого не бывает. Мы приходим к выводу, что  не выше , т. е. из всех машин, которые можно соорудить, обратимая — наилучшая.

Легко понять также, что все обратимые машины должны поднимать груз на одну и ту же высоту. Положим, что машина В также обратима. То, что  не больше , остается, конечно, верным, но мы можем пустить машину в обратную сторону, повторить те же рассуждения и получить, что  не больше . Это очень знаменательное наблюдение, ибо оно позволяет узнать, на какую высоту разные машины могут поднимать грузы, не заглядывая в их внутреннее устройство. Если кто-нибудь придумал невероятно запутанную систему рычагов для подъема тройного веса на какую-то высоту за счет опускания единичного веса на единицу высоты и если мы сравним эту машину с простым обратимым рычагом, способным проделать то же самое, то первая машина не поднимет вес выше второй (скорее наоборот). А если его машина обратима, то мы знаем точно, на какую высоту она будет поднимать грузы.

Вывод: каждая обратимая машина, как бы она ни действовала, опуская  на  и, всегда подымает  на одну и ту же высоту . Ясно, что мы доказали очень полезный всеобщий закон. Но возникает вопрос: чему равно ?

Пусть у нас есть обратимая машина, способная поднимать  за счет  на высоту . Поместим три шара на стеллаж (как на фиг. 4.2). Четвертый лежит на подставке в одном метре от пола. Машина может поднять три шара, опустив один шар на . Устроим подвижную платформу с тремя полками высотой , и пусть высота полок стеллажа тоже будет  (фиг. 4.2,а). Перекатим сперва шарм со стеллажа на полки платформы (фиг. 4.2,6); предположим, что для этого энергии не понадобится, потому что полки и стеллаж находятся на одной высоте. Затем включим обратимую машину: она скатит одиночный шар на пол и подымет платформу на высоту  (фиг. 4.2, б). Но мы сконструировали платформу столь остроумно, что шары опять оказались в точности на уровне полок стеллажа. Разгрузим же шары с платформы на стеллаж (фиг. 4.2, г). После разгрузки машина вернется в первоначальное положение. Теперь уже три шара лежат на трех верхних полках стеллажа, а четвертый шар — на полу. Но смотрите, какая странная вещь: по существу два шара мы не поднимали вовсе, ведь на полках 2 и 3 шары как лежали вначале, так лежат и теперь. В  итоге поднялся только один шар, но зато на высоту . Если б высота  оказалась больше , то можно было бы опустить шар, чтобы вернуть машину к начальным условиям (фиг.4.2, е) и начать работу сначала. Значит, высота  не может быть больше , ибо начнется вечное движение. Точно так же можно доказать, что  не может быть больше : машина обратима, пусти ее назад и докажем. Итак,  ни больше, ни меньше . Мы открыли при помощи одних только рассуждений закон:  Обобщить его легко:  падает при работе обратимой машины с некоторой высоты; тогда машина способна поднять  на  высоты. Если, другими словами,  умножить на высоту их подъема (), то это равно , умноженному на высоту его падения (). Помножив все грузы в машине на высоту, на которой они лежат, дайте машине поработать и опять помножьте все веса на их высоты подъема; в итоге должно выйти то же самое. (Мы перешли от случая, когда двигался только один груз, к случаю, когда за счет опускания одного груза поднимается несколько грузов. Но это, надеюсь, понятно?) Назовем сумму весов, умноженных на высоту, потенциальной энергией тяготения, т. е. энергией, которой обладает тело вследствие своего положения в пространстве по отношению к земле. Формула для энергии тяготения, пока тело не слишком далеко от земли (вес при подъеме ослабляется), такова:

            (4.3)

Фигура 4.2. Обратимая машина.

а — начальное положение: б — загрузка шаров: в —  поднимает  на высоту ; г — разгрузка шаров; д — восстановление; е —  конечное положение.

Не правда ли, очень красивое рассуждение? Вопрос только в том, справедливо ли оно. (Ведь, в конце концов, природа не обязана следовать нашим рассуждениям.) Например, не исключено, что в действительности вечное движение возможно. Или другие предположения ошибочны. Или мы просмотрели что-то в своих рассуждениях. Поэтому их непременно нужно проверить. И  вот — справедливость их подтверждает опыт.

Потенциальная энергия — это общее название для энергии, связанной с расположением по отношению к чему-либо. В данном частном случае это — потенциальная энергия тяготения. Если же производится работа против электрических сил, а не сил тяготения, если мы «поднимаем» заряды «над» другими зарядами с помощью многочисленных рычагов, тогда запас энергии именуется электрической потенциальной энергией. Общий принцип состоит в том, что изменения энергии равны силе, умноженной на то расстояние,  на котором она действует:

.        (4.4)

По мере чтения курса мы еще не раз будем возвращаться к другим видам потенциальной энергии.

Принцип сохранения энергии во многих обстоятельствах оказывается очень полезен при предсказании того, что может произойти. В средней школе мы учили немало правил о блоках и рычагах. Мы можем теперь убедиться, что все эти «законы» сводятся к одному, и нет нужды запоминать 75 правил. Вот вам простой пример: наклонная плоскость. Пусть это треугольник со сторонами 3, 4, 5 (фиг. 4.3). Подвесим к блочку груз весом  и положим его на плоскость, а с другой стороны подвесим груз IV.

Фигура 4.3.  Наклонная плоскость.

Мы хотим знать, какова должна быть тяжесть , чтобы уравновесить груз . Рассуждаем так. Если грузы  и  уравновешены, то это — обратимое состояние, и веревку можно двигать вверх — вниз. Пусть же вначале (фиг. 4.3,а)  находится внизу плоскости, а груз  — наверху. Когда  соскользнет вниз, груз  окажется наверху, а  опустится на длину склона (фиг. 4.3,6), т. е. на . Но ведь мы подняли  только на высоту , хотя опустили  на . Значит, . Заметьте, что этот ловкий вывод получен не из разложения сил, а из сохранения энергии. Ловкость, впрочем, относительна. Существует другой вывод, куда красивее. Он придуман Стевином и даже высечен на его надгробии. Фиг. 4.4 объясняет, почему должно получиться : цепь не вращается и нижняя ее часть уравновешена сама собой, значит сила тяги пяти звеньев с одной стороны должна уравнять силу тяги трех звеньев с другой (по длине сторон). Глядя на диаграмму, становится очевидно, что . (Неплохо было бы, если бы когда-нибудь что-нибудь подобное высекли и на вашем надгробном камне.)

Фигура 4.4. Это выгравировано на надгробии Стевина

А вот задача посложнее: домкрат, показанный на фиг. 4.5. Посмотрим, как в таком случае применять этот принцип. Для вращения домкрата служит ручка длиной , а нарезка винта имеет 4 витка на . Какую силу нужно приложить к ручке, чтобы поднять ? Желая поднять  на , мы должны обойти домкрат четырежды, каждый раз делая по  (), а всего . Используя различные блоки и т. п., мы действительно можем поднять  с помощью неизвестного груза , приложенного к концу ручки. Ясно, что  равно примерно . Это — следствие сохранения энергии.

Фигура 4.5. Домкрат

И еще более сложный пример (фиг. 4.0). Подопрем один конец стержня (или рейки) длиной . Посредине рейки поместим груз весом , а в  от подпорки — груз весом . Сколько надо силы, чтобы удержать рейку за другой конец в равновесии, пренебрегая се весом? Пусть мы прикрепили блок и перекинули через него веревку, привязав ее к концу рейки. Каков же должен быть вес , уравновешивающий стержень? Представим, что вес опустился на произвольное расстояние (для простоты пусть это будет ); на сколько тогда поднимутся наши два груза? Середина рейки на , а второй груз (он лежит на четверти длины рейки) на . Значит, в согласии с правилом, что сумма весов, умноженных на высоты, не меняется, мы должны написать: вес  на  вниз плюс (на  вверх плюс  на  вверх, что после сложения должно дать нуль:

,                                                   (4.5)

Выходит, чтобы удержать рейку, хватит . Таким же путем можно разработать законы «равновесия» — статику сложных мостовых сооружений и т. д. Такой подход именуют принципом виртуальной (т. е. возможной или воображаемой) работы, потому что для его применения мы обязаны представить себе, что наша система чуть сдвинулась, даже если она в действительности не двигалась или вовсе неспособна двигаться. Мы используем небольшие воображаемые движения, чтобы применить принцип сохранения энергии.

Фиг. 4.6. Нагруженный стержень, подпертый с одного конца

 

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru