Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
§ 2. ТрениеИтак,
чтобы по-настоящему понять законы Ньютона, мы должны обсудить свойства сил;
цель этой главы — начать это обсуждение и составить своего рода дополнение к
Законам Ньютона. Мы уже знакомы со свойствами ускорения и с другими сходными
представлениями, теперь же нам предстоит заняться свойствами сил. Из-за
сложности их мы в этой главе (в отличие от прежних) не будем гнаться за точными
формулировками. Чтобы начать с конкретной силы, рассмотрим сопротивление,
которое воздух оказывает летящему самолету. Каков закон этой силы? (Мы обязаны найти
его; ведь чакон существует для каждой силы!) Едва ли только он будет прост.
Стоит представить себе торможение воздухом самолета — свист ветра в крыльях,
вихри, порывы, дрожание фюзеляжа и множество других сложностей,— чтобы понять,
что этот закон вряд ли выйдет простым и удобным. Тем замечательней тот факт,
что у силы очень простая закономерность:
Каково
же положение этого закона среди других? Подобен ли он закону Во-вторых,
есть и другие сложности: можно ли, скажем, эту силу делить на части — на силу
трения крыльев, фюзеляжа, хвоста и т. д.? Конечно, когда нужно бывает узнать
вращательные моменты, действующие на части самолета, то так делать можно, но
тогда уж надо иметь специальный закон трения для крыльев и т. д. И выясняется
тот удивительный факт, что сила, действующая на крыло, зависит от другого
крыла, т. е. если убрать самолет и оставить в воздухе одно крыло, то сила будет
совсем не такой, какой она была бы, если бы в воздухе был весь самолет.
Причина, конечно, в том, что ветер, бьющий в нос самолета, стекает па крылья и
меняет силу торможения. И хотя кажется чудом, что существует такой простой,
грубый эмпирический закон, пригодный для создания самолетов, но он не из тех
законов физики, которые называют основными: по мере углубления он становится
все сложней и сложней. Какое-нибудь изучение зависимости коэффициента Мы только что говорили о двух типах трения, возникающих в результате быстрого движения в воздухе или медленного в меде. Но есть еще вид трения — сухое, или трение скольжения: о нем говорят тогда, когда одно твердое тело скользит по другому. Чтобы продолжать движение, такому телу нужна сила. Ее называют силой трения. Происхождение ее — вопрос очень запутанный. Обе соприкасающиеся поверхности неравномерны, если разглядывать их на атомном уровне. В точках соприкосновения атомы сцепляются; при нажиме на тело сцепка рвется, и возникают колебания (во всяком случае, происходит нечто похожее). Прежде думали, что механизм трения несложен: поверхность покрыта неровностями и трение есть результат подъема скользящих частей на эти неровности; но это неправильно, ведь тогда бы не было потерь энергии, а на самом деле энергия на трение тратится. Механизм потерь иной: неровности при скольжении сминаются, возникают колебания и движение атомов, и тепло растекается по обоим телам. И здесь крайне неожиданным оказывается, что эмпирически это трение можно приближенно описать простым законом. Сила, нужная для того, чтобы преодолевать трение и тащить один предмет по поверхности другого, зависит от силы, направленной по нормали (по перпендикуляру) к поверхностям соприкосновения. В довольно хорошем приближении можно считать, что сила трения пропорциональна нормальной силе с более или менее постоянным коэффициентом:
где
Фигура. 12.1. Соотношение между силой трения и нормальной составляющей силы при скольжении. Приближенную
справедливость формулы Когда
проделываешь этот опыт, легко заметить, что при правильном угле наклона В опытах описанного типа трение от скорости почти не зависит. Многие верят, что трение, которое нужно преодолеть, чтобы привести предмет в движение (статическое), больше силы, необходимой для поддержания уже возникшего движения (трение скольжения). Но на сухих металлах трудно заметить какую-либо разницу. Мнение это порождено, вероятно, опытами, в которых присутствовали следы масла или смазки, а может быть, там бруски закреплялись пружинкой или чем-нибудь гибким, как бы привязываясь к опоре. Очень
трудно добиться точности в количественных опытах по трению, и до сей поры
трение не очень хорошо проанализировано, несмотря на огромное значение такого
анализа для техники. Хотя закон Раньше
было уже сказано, что попытки измерить То же явление наблюдается в простом домашнем опыте со стеклянной пластинкой и бокалом. Поставьте бокал на пластинку, накиньте на него петлю и тяните; он неплохо скользит и коэффициент трения чувствуется; конечно, этот коэффициент слегка нерегулярен, по все же это коэффициент. Увлажните теперь пластинку и ножку бокала и потяните; вы почувствуете, что они слиплись. Внимательно вглядевшись, можно обнаружить даже царапины. Дело в том, что вода может удалять жир и прочие вещества, засоряющие поверхность; остается чистый контакт стекло — стекло. Этот контакт настолько хорош, что разорвать его не так-то просто: нарушить его трудней, чем вырвать кусочки стекла, вот и возникают царапины.
|
1 |
Оглавление
|