Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
ГЛАВА 11. ПАРНЫЕ СРАВНЕНИЯ11.1. До сих пор предполагалось, что последовательности рангов содержатся в самой постановке задачи, и мы не задавались вопросом о том, в какой степени рассматриваемые данные удовлетворяют требованиям, предъявляемым к последовательностям рангов. Однако во многих случаях (особенно часто — в психологических исследованиях) возникают некоторые сомнения относительно правомерности такой постановки вопроса. Допустим, мы попросили эксперта ранжировать десять человек по степени развития их интеллектуальных способностей. Предположим даже, что эксперт смог справиться с этой задачей (хотя, вообще говоря, природа интеллекта настолько неясна, что мы не можем быть уверенными в самой возможности адекватного упорядочения индивидуумов по этому признаку). Мы допускаем какую-то произвольность в наших рассуждениях, предполагая, что переменная, характеризующая интеллектуальные способности, линейна. Другой пример: мы можем предложить эксперту упорядочить некоторое число географических районов в соответствии со своими предпочтениями: насколько привлекателен каждый из них в качестве места жительства. Однако в этом случае предпочтения будут зависеть от взаимодействия различных факторов, таких, как стоимость жизни, наличие удобного транспорта, высота над уровнем моря, близость к торговым центрам; поэтому нет никакой уверенности в том, что наблюдатель сможет выразить свои окончательные предпочтения с помощью линейной шкалы. Даже в тех случаях, когда мы настаиваем на том, чтобы эксперт упорядочил свои предпочтения, а он стремится выполнить указанную просьбу, будучи уверенным в том, что располагает соответствующими возможностями, эти попытки могут свестись к тому, что мы будем, так сказать, втискивать наши данные в рамки чрезмерно узкой схемы, которая исказит реальную действительность. В этой главе рассматривается метод, с помощью которого можно преодолеть подобные трудности. 11.2. Предположим, что имеется Пример 11.1. В экспериментальных целях было подготовлено шесть различных видов корма для собак. Собаке поочередно предлагалась каждая из Таблица 11.1
Реакции собаки при сопоставлении шести видов корма Запись 1 в клетке, находящейся на пересечении, скажем, столбца Последовательность, в которой различные виды корма записываются по строкам и столбцам таблицы, произвольна; понятно, однако, что удобнее всего располагать объекты по строкам и по столбцам в одинаковом порядке. Всю систему предпочтений можно охарактеризовать с помощью диаграммы. Для этого расположим шесть объектов от А до 11.3. Предположим, что нам даны три объекта и эксперт высказал следующие предпочтения: Ясно, что цикличность предпочтений не может возникать в обычных последовательностях рангов, так как если
Рис. 11.1 11.4. Иногда встречаются циклы предпочтений, содержащие более трех объектов. Например, пусть В дальнейшем изложении мы будем рассматривать прежде всего циклы предпочтений по трем объектам (поскольку они образуют «элементарные клеточки» несовместной ситуации). Мы не будем прибегать к более сложным (и менее определенным) критериям выявления циклов по совокупностям высшего порядка. 11.5. В следующей главе будет показано, что когда величина нечетна, максимальное количество циклов по трем объектам равно совместности, определив его с помощью следующих уравнений:
где Например, оценки, приведенные в примере 11.1, содержат 5 циклов предпочтений по трем объектам. Максимальное число таких циклов равно 8, следовательно, 11.6. Для того чтобы как-то проверить существенность коэффициента Предположив, что предпочтения носят чисто случайный характер (и, следовательно, одна система предпочтений столь же вероятна, как и любая другая), можно подсчитать вероятности, характеризующие различные значения коэффициента
можно видеть, что величины Пример 11.2 Предположим, что мы имеем дело с системой, состоящей из 7 объектов, причем
В приведенной в приложении табл. 8, найдем, что этим значениям примерно соответствует уровень существенности, равный 0,95. В таком случае соответствующий уровень существенности для 11.7. Если мы располагаем таблицей, подобной 11.1, общую численность циклов предпочтений по трем объектам можно определить
Так, в табл. 11.1 суммы оценок, исчисленные по строкам, соответственно равны 4, 2, 4, 1, 2, 2, итого
и, следовательно, Можно использовать эту же формулу применительно к суммам оценок по столбцам (обозначим эти суммы буквами
Таким образом,
и, следовательно,
Соотношение (11.3) можно записать также в следующем виде:
Вероятно, это простейший путь исчисления Коэффициент согласия11.8. Предположим, Предположим, что в клетке, находящейся на пересечении
причем суммирование ведется по
Величину и мы будем называть коэффициентом согласия Только при
В этом случае и можно представить как некое обобщение коэффициента Пример 11.3. В классе мальчиков (в возрасте от 11 до 13 лет) был проведен опрос, в ходе которого им предложили сформулировать свой предпочтения относительно некоторых учебных дисциплин. Каждый из опрашиваемых получил лист бумаги, на котором были выписаны все возможные пары дисциплин; в каждом случае требовалось подчеркнуть название дисциплины, которой оказывалось предпочтение. В классе насчитывался 21 ученик, а число учебных дисциплин равно 13. В результате опроса были получены результаты, сведенные в табл. 11.2. Таблица 11.2. Предпочтения, высказанные 21 учеником относительно 13 предметов (см. скан) Наименования учебных дисциплин в этой таблице упорядочены в соответствии с общим числом выявленных предпочтений, поэтому величину 2 легче вычислить следующим образом: соотношение (11.5) можно привести к виду
а суммирование будем проводить по той половине таблицы, что лежит ниже диагонали. Благодаря тому, что расположенные здесь числа меньше, чем числа в верхней половине таблицы, удается несколько облегчить соответствующие арифметические операции. Подсчеты показывают, что
и, следовательно,
Таким образом, мы исчислили некоторую величину, характеризующую степень согласованности между предпочтениями учеников; она измеряется положительным значением коэффициента Циклы предпочтений по трем объектам в этом примере распределяются следующим образом: (см. скан) Общее число таких циклов предпочтений равно 242, а их среднее значение — 11,5. Лишь у одного ученика была выявлена полностью совместная (непротиворечивая) система предпочтений. С другой стороны, для Пример 11.4 На практике часто встречается ситуация, когда эксперты отказываются высказать отчетливое предпочтение одному из двух рассматриваемых объектов. В этом случае мы сталкиваемся с такими же трудностями, как при анализе связанных рангов. Для того чтобы каким-то образом преодолеть затруднения, мы при составлении таблицы типа 11.1 будем использовать следующий прием. Если при сравнении объектов На предприятии был проведен опрос 46 работников: им предложили сравнить между собой попарно ряд возможных улучшений (всего 66 пар), выделив в каждой паре ту перспективу, которая каждому из них представляется более важной. (см. скан) Результаты опроса сведены в таблицу (см. стр. 166). Подсчитав суммы квадратов приведенных в таблице значений
Таким образом,
Если, невзирая на то, что у теперь может принимать дробные значения, мы будем пользоваться прежней формулой (11.6), то получим:
Рассмотрим теперь одну из оценок, например число, которое записано в клетке, находящейся на пересечении строки
Итак, применяемый метод приближенного оценивания в случае отсутствия четкого предпочтения эквивалентен определению среднего значения, причем сначала мы полагаем, что (в данном случае (см. скан) сравнительно невелико. Это согласуется с изложенным выше методом изучения случаев, когда существуют связи между рангами. В нашей таблице в клетке, находящейся на пересечении строки В и столбца Г, стоит число 21. Оно равно 20, т. е. включает две дроби, каждая из которых равна
Разность между этой суммой и числами, которые мы действительно использовали в расчетах (21; 25), составляет:
Такая разность вновь очень невелика. 11.9. Попытаемся найти способ для проверки статистической существенности. Для этого рассмотрим распределение и в том случае, когда все предпочтения носят случайный характер. Такие распределения построены для Для больших значений
и провести проверку статистической существенности по критериям распределения Например, при
В приведенной в приложении табл.
Соответствующие этим значениям 2 (поправка на непрерывность введена) величины
и
С помощью приведенной в приложении табл. 3 можно установить, что такие отклонения соответствуют вероятностям 0,011 и 0,00114, т. е. полученные результаты весьма близки к истинным значениям. Допустим теперь, что В примере 11.3 мы рассчитали значения С помощью формул (11.8) и (11.9) можно рассчитать значения
Полученные величины значительно превосходят любые общепринятые стандарты статистической значимости. Из этого можно заключить, что коэффициент и не мог бы принять значение, подобное тому, которое мы рассчитали, если бы совокупность всех высказываемых учениками предпочтений действительно содержала лишь случайные величины. Этот расчет еще раз подтверждает справедливость выводов, сформулированных на основе анализа примера 11.3. Проделав аналогичные расчеты в примере
И здесь полученные результаты свидетельствуют о том, что лишь с ничтожной вероятностью можно предполагать чисто случайный характер предпочтений. Поэтому можно сделать следующий вывод: рассчитанное значение коэффициента и существенно. БиблиографияСм. [57], а также [65]. Парные сравнения (ненулевой случай) рассматриваются в [85] и [23]. В [23], кроме того, приводится уточнение предложенного Кендэлом и Бэбингтоном Смитом метода, с помощью которого проводится статистическая проверка существенности коэффициента и в случае упорядоченности исходных данных. Если
с См. также монографию Н. A. D a v i d «The Method of Paired Comparisons» (Griffin and Co., London, 1963, 1969).
|
1 |
Оглавление
|