ТЕРМЕНВОКС
Структурная схема этого исторического электромузыкального инструмента показана на рис. 325. Он состоит из двух генераторов, смесителя и усилителя ЗЧ, на выход которого включена головка громкоговорителя. Частота генератора
фиксированная, например 100000 Гц, частота генератора
может плавно изменяться в пределах, например, от 100 050 Гц до 105 000 Гц. Колебания обоих генераторов подают на вход смесителя. На выходе смесителя образуются колебания, частота которых зависит от настройки контура генератора
и может изменяться в довольно широких пределах. Для нашего примера наивысшая звуковая частота будет
, а наинизшая
, т.е. она может изменяться от 50 Гц до
. После усиления головка громкоговорителя преобразует колебания этих частот в звуки соответствующих им высот.
Исполнитель музыкального произведения изменением расстояния ладони руки относительно антенны - штыря изменяет частоту генератора с плавной настройкой. Антенна подключена к колебательному контуру этого генератора. Ладонь руки и антенна в данном случае являются ни чем иным, как обкладками конденсатора, емкость которого изменяется в зависимости от расстояния между ними.
Рис. 325. Структурная схема терменвокса
А поскольку этот «конденсатор переменной емкости» вместе с антенной подключен к колебательному контуру генератора, частота его изменяется. Это главное в инструменте, созданном более 60 лет назад Л. С. Терменом.
Разумеется, что в этом инструменте есть узлы, позволяющие изменять тембр и громкость звука - все то, что заставляет звук «жить», терменвокс представляет сооои относительно сложное радиотехническое устройство. Но главная сложность заключается не в конструкции, а в технике игры на этом инструменте. Не всякий музыкант может хорошо исполнять на нем, произведения композиторов. И именно поэтому, на мой взгляд, тебе нецелесообразно только ради интереса браться за конструирование терменвокса, отвечающего высоким требованиям музыкального искусства.