Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
8.8. ЗВУКОУСИЛЕНИЕНазначение систем звукоусиления заключается в том, чтобы усилить действие первичного источника звука (оратора, лектора, солиста, музыкального ансамбля и т.п.) в тех случаяк, когда из-за больших размеров озвучиваемой поверхности или из-за недостаточной мощности этого источника звука уровень поля на местах слушателей получается ниже требуемого значения. Но даже при достаточной мощности первичного источника звука усиление необходимо, если объем помещения более Система звукоусиления включает в себя систему озвучения, но в системе звукоусиления первичный источник звука находится в пределах озвучиваемого пространства, и поэтому микрофоны оказываются в поле действия громкоговорителей. А это приводит к появлению акустической обратной связи по цепи: громкоговоритель — помещение (или открытое пространство) — микрофон — усилитель — громкоговоритель. Поэтому все требования, предъявляемые к системам озвучения, имеют силу и в отношении систем звукоусиления, но с учетом близости первичного источника звука к слушателям и наличия обратной акустической связи. Дополнительным требованием для систем звукоусиления является необходимость локализации вторичного источника звука, так как слуховое ощущение местонахождения виртуального (кажущегося) источника звука определяется суммарным действием первичного и вторичного источников звука. В том случае, когда слушатель, видит первичный источник звука, наилучшее восприятие звука получается при совпадении зрительного образа со слуховым. Этот показатель очень важен для музыки, поэтому при передаче музыкальных программ стремятся к совмещению этих образов. Задача звукоусилительной системы для передачи художественных программ заключается в том, чтобы громкоговорители создавали уровень поля на местах слушателей не менее того, который получается у слушателя, находящегося на оптимальном расстоянии от первичного источника звука (рис. 8.16) т. е. в типовых условиях слушания Разность уровней в точке с минимальным уровнем поля и у микрофона называют индексом передачи тракта микрофон — удаленный слушатель (или просто индексом тракта), т. е. Оптимальный индекс тракта для музыкальных передач
Заметим, что эта величина индекса ориентировочная. При звукоусилении сольного пения необходимый индекс передачи следует выбирать, исходя из норм, приведенных для речевых передач, хотя некоторые певцы подносят микрофон к самому рту, и поэтому величина требуемого индекса в этих условиях получается меньше, чем для речевых программ. При звукоусилении, как правило, нет необходимости в создании громкоговорителями уровней поля вблизи первичного источника звука таких же, как для удаленных участков озвучиваемой поверхности, поэтому при расчете звуковых полей эти участки обычно исключают из рассмотрения или допускают для
Рис. 8.16. Иллюстрация системы звукоусиления
Рис. 8.17. Частотная характеристика тракта звукоусиления: а — без обратной связи; них снижение уровня по отношению к удаленной части помещения или пространства. Например, при звукоусилении с помощью рупорного громкоговорителя его устанавливают или в плоскости микрофонов, или немного впереди ее. Это создает зону с пониженным уровнем поля у микрофона, озвучиваемую непосредственно первичным источником звука. Ранее был дан пример расчета поля с рупорным громкоговорителем, и там была определена необслуживаемая зона до
где
— расстояние, не обслуживаемое первичным источником звука; Пример. Звуковая колонка, имеющая
Рис. 8.18. Иллюстрация обратной связи по прямому звуку Имеем
а если бы эта колонка подвешивалась для озвучения, то высота подвеса была бы
Из-за обратной связи возможно появление самовозбуждения всей системы звукоусиления. Условие самовозбуждения системы звукоусиления — равенство единице модуля коэффициента передачи В помещении обратная связь получается двух типов: по прямому звуку и по диффузному, а в открытом пространстве она образуется только по прямому звуку. Обратная связь по прямому звуку показана на рис. 8.18. В этом случае самовозбуждение возможно при условии, что уровень Для одиночного громкоговорителя уровень, создаваемый громкоговорителем в точке микрофона:
где
где
Для сложных громкоговорящих систем этот уровень Пример. Определить предельный индекс тракта для кардиоидного микрофона, если угол между осью микрофона и направлением на рупорный громкоговоритель 100°, Уровень в удаленной точке
Направленность микрофона под углом
Предельный индекс тракта Если диффузная составляющая поля по уровню больше прямого звука, то самовозбуждение наступает, когда диффузная составляющая, воздействуя на микрофон, создает с помощью громкоговорителей диффузное поле с таким же уровнем (рис. 8.19). В этом случае предельный индекс тракта (с запасом на устойчивость работы) Для достижения более устойчивой работы необходимо стремиться к уменьшению максимального значения акустического отношения и к увеличению направленности микрофона. В тех случаях, когда величина предельного индекса тракта по диффузному звуку недостаточна для получения требуемого уровня звука, прибегают к заглушению поверхностей около микрофона с тем, чтобы уменьшить отражения от них Пример. Определить предельный индекс тракта по диффузному
Рис. 8.19. Иллюстрация обратной связи по диффузному звуку Имеем На предельный индекс тракта существенно влияет направленность микрофона, поэтому при звукоусилении выбирают микрофон с возможно большим Значением индекса направленности. Предельный индекс тракта зависит от частоты, поэтому он определяется для всего передаваемого диапазона частот и Во всем диапазоне он не должен превышать фактический индекс тракта. Заметим, что, как правило, в помещениях предельный индекс тракта по диффузному звуку получается меньше, чем по прямому. Величина акустического отношения зависит от вида системы озвучения и от направленности громкоговорителей. Так, для одиночного громкоговорителя максимальное акустическое отношение на оси
где Для распределенных систем из ненаправленных громкоговорителей
где Для распределенной системы из звуковых колонок
где
где Сравнивая их, видим, что наименьшее акустическое отношение получается для кресельной системы, наибольшее — для сосредоточенной системы. Поэтому в тех случаях, когда нет необходимости в совмещении зрительного образа со слуховым, используют Таблица 8.9. (см. скан) Коэффициенты концентрации для громкоговорителей распределенную систему озвучения, дающую наименьшие значения акустического отношения. Пример. Найдем максимальные значения акустического отношения для одного и того же помещения:
для распределенной системы из диффузорных громкоговорителей
из звуковых колонок
для потолочной системы
При звукоусилении с помощью индивидуальных телефонов (что практикуется как при слушании в залах с повышенным уровнем акустического шума, так и при переводах речи оратора на другие языки) уровень звука у слушателя определяется исходя из необходимости перекрытия уровня шумов в зале.
Рис. 8.20. Показ обратной акустической связи в дуплексной громкоговорящей связи Можно считать, что телефоны не создают помех для слушателей, сидящих рядом.
|
1 |
Оглавление
|