Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
§ 2.7. Цветовые измерения и расчетыЦветовое уравнение. Практически произвести сравнение ощущений от исследуемого и эталонного излучений можно путем витального сопоставления их на расположенных в непосредственной близости поверхностях. Возьмем гипсовую призму и осветим ее различными световыми потоками, обозначенными на рис. 2.14 через Добавим к цвету
где В рассматриваемом эксперименте оказалось достаточным двух цветов
Рис. 2.14. К определению цветового уравнения добавлять третий цвет
Основные цвета введены для удобства выражения результатов цветовых измерений и классификации цветов. Построим характеристики, показывающие, в каких пропорциях необходимо смешивать цвета для получения ощущения, соответствующего заданному монохроматическому излучению. Для этого необходимо провести эксперименты, подобные рассмотренным, для каждого монохроматического излучения и построить соответствующие кривые для всего видимого диапазона длин волн электромагнитного излучения. Опыты показали, что не всякий цвет монохроматического излучения может быть получен путем сложения трех основных цветов. Для получения цветового равенства в этом случае можно монохроматический цвет В качестве основных При выборе основных цветов необходимо установить и их яркости. Удобно яркости основных цветов взять такими, чтобы белый цвет создавался от смешанных в равных количествах, т. е. модули цветов при этом должны быть одинаковы: Если смешать выбранные основные цвета равной яркости, то получится не белый цвет, а синий. Если яркость одного из основных цветов принимается за единицу (например, равных количествах получают белый, называют яркостными коэффициентами. Цветовое пространство, цветовая диаграмма. Цветовое уравнение (2 15) показывает, что цвет может быть представлен как вектор трехмерного пространства. Проекции вектора на оси координат, задаваемые единичными векторами Каждому цвету соответствует точка пространства, определяемая вектором (папример, точка Очевидно, что сложение любых двух цветов не может привести к «черному» (отсутствие излучения), поэтому все цветовые векторы должны располагаться в пределах телесного угла, меньшего
Рис. 2.15. К определению цветового пространства
Рис. 2.16. Цветовой треугольник Рассмотрим основные свойства цветового пространства. Соединим точки Определим положение этой точки через модули цветов. Для этого проведем прямые H и K пересечения этих прямых со сторонами треугольника RGB. На рис. 2.16, б изображено основание фигуры, приведенной на рис. 2.15
Аналогично можно показать, что
Соотношения (2,16) определяют положение точек Н, К и Произведем нормировку по компонентам смешиваемых цветов:
Видно, что Нормированные компоненты Компоненты r, g, b, которые полностью определяют цветность, называются трехцветными коэффициентами или координатами цветности. Задавая две из них, как видно из соотношения (2.17), можно однозначно определить цветность. Таким образом, любой цвет в выбранной системе координат выражается тремя числами — модулями цветов, цветность же определяется любыми двумя числами из трех: r, g, b. Эксперименты по уравнению цветов измеряемого и эталонного источников, описываемые уравнением (2.15), могут быть повторены для всех монохроматических излучений видимого спектра. Результаты статистических исследований подобных характеристик цветового зрения человека приводят к зависимостям соотношения Нанесем на плоскости цветового треугольника линию, соответствующую монохроматическим цветам (линию чистых, спектральных цветов). Для этого воспользуемся экспериментальными кривыми смешения (см. рис. 2.17). Например, для
рис. 2.17. Кривые координат цветности системы RGB
Рис 2.18. Цветовая диаграмма Из уравнения (2.15) видно, что в процессе установления модулей цветов для получения заданного цвета смеси яркости получаемых цветов различны (они определяются яркостями источников основных цветов и соотношением модулей цветов для данной смеси). Уравнение (2.15) после нормировки для любого монохроматического излучения можно записать в виде
Если мощность результирующего излучения смеси обозначить
где Учитывая, что мощность монохроматического излучения связана со световым потоком соотношением
Эти величины называют удельными координатами цвета. Они по называют, в каких количествах необходимо смешать основные цвета R, G и В для того, чтобы получить цвета, соответствующие равным по мощности монохроматическим излучениям. Удельные координаты имеют
Рис. 2.19. Удельные координаты системы Одним из недостатков системы классификации цветов является наличие отрицательных координат для большой группы реальных цветов (следствие отрицательных участков кривых смешения) Этот и некоторые другие неудобства трех компонентов системы RGB при использовании ее в расчетах привели к разработке международной системы классификации цветов Рассмотрим идею такого преобразования координат. Цветовой график Отрицательные координаты в системе XYZ исключены благодаря тому, что в качестве основных цветов вместо Вопросы преобразования цветовых координат рассмотрены в литературе по колориметрии (см., например, [7, 8]). Цветовое уравнение (2.15) в системе
или в координатах цветности
Основные цвета X, Y, Z связаны с основными цветами
Кривые координат цветности новой системы приведены на рис. 2.20, а цветовая диаграмма этой системы — на рис. 2.21. На рис. 2.21 показаны линия чистых спектральных цветов
Рис. 2.20. Кривые координат цветности системы
Рис. 2.21. Цветовая диаграмма Следствиями правила (2.16) являются важнейшие свойства цветового треугольника цвет смеси двух цветов изображается точкой, лежащей на прямой. соединяющей смешиваемые цвета; Цвет смеси трех цветов изображается точкой, лежащей внутри треугольника, в вершинах которого находятся смешиваемые цвета; дополнительные цвета — цвета, от смешения которых может быть образован белый цвет, лежат на прямой, проходящей через точку белого. Цветность белого на плоскости цветовой диаграммы имеет следующие координаты: белый, образованный равноэнергетическим излучением, соответствующий точке источник типа В (естественное освещение в облачный день): источник типа С (естественное освещение в солнечный день): Координаты точки на плоскости цветовой диаграммы могут быть выражены в полярной системе координат с центром в точке белого. Такой прием используется для построения системы оценки цветности «цветовой тон — чистота цвета». Цветовой тон для любой цветности, например а (см. рис. 2.21), определяется длиной волны, соответствующей пересечению прямой, проведенной через начало координат полярной системы (точка Е) и точку, определяющую данную цветность (точка а), с линией чистых спектральных цветов (в рассматриваемом примере цветовой тон Чистота цвета На цветовую диаграмму (см. рис. 2.21) часто наносят сетку равных значений Рассмотрим, как выражается яркость в системе Теперь можно дать оценку яркости любого цвета в системе
Яркость этого цвета Поскольку
Соотношение (2.21) можно переписать в виде
Выразив яркость монохроматического излучения с длиной волны
Разделив обе части этого уравнения на
Введем новые обозначения
Тогда выражение (2.23) можно записать в виде
Коэффициенты
Рис. 2.22. Кривые удельных координат
Рис. 2.23. К определению связи цветности с Зная трехцветные коэффициенты х, Связь между спектральными характеристиками и цветом. Введя понятия яркостных коэффициентов и удельных координат, можно установить связь между спектральными характеристиками и цветом, т. е. определить цвет излучения по известному спектральному составу. Любое излучение, имеющее заданное спектральное распределение мощности
— координаты цвета сложного излучения. Если излучение имеет сплошной спектр, то суммирование следует заменить интегрированием:
где Таким образом, зная спектральное распределение мощности излучения и удельные координаты, можно определить величины X, Y, Z и координаты цветности:
В качестве примера рассмотрим, как произвести определение цветности по заданной спектральной характеристике излучения отражения
При определении цвета просвечиваемого объекта (транспарант) Равноконтрастная цветовая диаграмма. Мерой различия цветностей, отображаемых двумя точками на плоскости цветовой Диаграммы, может служить расстояние между ними. Психофизиологические эксперименты показывают, что одинаковым ощущениям цветовых отличий в разных участках цветовой диаграммы Для построения равноконтрастной цветовой диаграммы необходимо определить пороги цветоразличения, т. е. те минимальные цветовые отличия, которые лежат на грани цветоразличения в выбранных условиях наблюдения. Вокруг любой точки цветовой диаграммы на основе экспериментов можно построить окрестность, в пределах которой испытуемый не воспринимает изменения цвета. Используя статистическую обработку результатов измерений, можно построить эллипсы, представляющие в статистическом смысле геометрическое место точек одинаково воспринимаемых цветностей. Полуоси эллипсов равны среднеквадратическим ошибкам установки цветовых равенств по оценке испытуемых. Эти значения и принимают за пороги цветоразличения. На рис. 2.24 указаны пороги цветоразличения для выборочных точек цветовой диаграммы (для наглядности они увеличены в 10 раз). Видно, что пороги цветоразличения на разных участках цветовой диаграммы различны. Нетрудно представить, что по порогам цветоразличения можно определить число цветностей, различимых глазом. Очевидно, что цветовая диаграмма была бы равноконтрастной, если бы пороги цветоразличения имели вид окружностей одинакового радиуса по всей плоскости. Получить такую диаграмму можно, проецируя диаграмму
Рис. 2.24. Пороги цветоразличения в системе X, Y, Z
Рис. 2.25. Равноконтрастная цветовая диаграмма Заметим, что рассмотренные принципы цветовых измерений и расчетов относятся к условию наблюдения цветовых полей достаточно крупного размера (более 30—40) и яркости, соответствующей оптимальным условиям восприятия стандартным наблюдателем Восприятие цвета мелких деталей отличается от восприятия цвета крупных деталей, а цвета деталей изображения, размеры которых соизмеримы с разрешаемыми глазом, не различаются, и они воспринимаются как серые. Это свойство зрения используется при построении систем воспроизведения изображений. Особенности цветового зрения человека и количественные соотношения, описывающие процесс цветовосприятия, являются основой для проектирования систем цветного телевидения (выбор колориметрических характеристик преобразователя изображения и воспроизводящих устройств, определение допусков на искажения по цветопередаче и др.).
|
1 |
Оглавление
|