Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
§ 3.10. Выбор параметров разложенияПараметры разложения — активное число строк При разложении на
связывающего угол поля зрения а, под которым наблюдатель рассматривает изображение высотой зрения
Если
Рис. 3.17. Определение оптимального числа строк (а, б) и кажущейси четкости изображении (в) Условие (3.47) неоднозначно, так как углы На рис. 3.17, б представлена зависимость оптимального числа строк в растре и угла разрешения глаза Кажущаяся четкость изображения
Зависимость (3.48) представлена на рис. 3.17, в сплошными линиями при угле При стандартизованных параметрах разложения с полным числом строк Если удвоение числа строк сопровождается относительно небольшими изменениями кажущейся четкости и общего представления о воспроизводимом на экране изображении, то одновременное четырехкратное увеличение номинальной четкости (штриховая кривая на рис. 3.17, в) существенно повышает различимость мелких деталей. Это безусловно оправдывает дальнейшее увеличение числа строк в телевизионном кадре. В настоящее время все большую актуальность приобретают вопросы, связанные с разработкой ТВС с повышенной и сверхвысокой четкостью изображения. Назрела необходимость дальнейшего повышения четкости изображения в вещательном телевидении, увеличения размеров и формата экрана телевизионного приемника, создания видеотеатров с большими экранами. Разрабатываются методы предъявления телезрителю новых видов информации, для чего требуется повышенная разрешающая способность системы, например для считывания цифробуквенной информации со страниц книг с обычным типографским шрифтом. В таком случае относительное расстояние наблюдения сокращается до 2—3 высот экрана и ТВС должна отображать детали, которые мог бы воспринимать в исходном оптическом изображении наблюдатель со средней разрешающей способностью зрения. Повышение четкости изображения необходимо для устранения заметности посторонних узоров — муаров, обусловленных биениями между строчной (точечной) структурой растра и мелкой структурой передаваемого изображения. Действующий в СССР вещательный стандарт разложения на 625 строк был технически и экономически оправдан, что позволило создать мощную техническую базу телевидения. Однако стандарты с разложением на 525 и 625 строк достаточны лишь для передачи изображений с крупным планом. Они приемлемы для средних планов и совершенно неудовлетворительны при передаче изображений общих планов, содержащих мелкие детали. Четкость телевизионного изображения еще существенно отстает от четкости изображений на 35- и 70-мм фильмокопии. Для электронного кинематографа и постепенной замены кинопленки видеолентой необходимо более чем двукратное повышение четкости по горизонтали и по вертикали по сравнению с действующими стандартами. Если в прикладном телевидении возможен многоэтапный переход с постепенным увеличением числа строк и четкости изображения, то в телевизионном вещании переход может быть только одноэтапным. При этом не обязательно соблюдать условия совместимости системы высокой четкости с действующими системами. На этапе сосуществования, который может продлиться довольно длительное время, смогут действовать обе системы одновременно и потребуется транскодирование телевизионных программ из одной системы в другую. В то же время, если число строк в новой системе будет кратно старому числу строк (525 или 625), то значительно упростится транскодирование сигналов. В настоящее время для ТВС повышенной и сверхвысокой четкости и телевизионного кинематографа предлагается разложение на 1125—1250 и на 2625—3125 строк. Уже начаты эксперименты по разложению цветного телевизионного изображения на 1125 строк. И если первый вариант дает несколько меньший выигрыш, то второй дает уже существенное увеличение четкости, необходимое, в первую очередь, при уменьшении относительного расстояния наблюдения примерно до двух высот изображения, что соответствует условиям чтения книжного текста. В качестве мирового стандарта при телевизионном производстве широкоформатных кинофильмов для телевизионного кинематографа предлагается использовать разложение с вертикальной ориентацией строчной развертки. При угле разрешения до Выбор активного формата изображения Выбор частоты смены кадров в ТВС определяется превышением ею критической частоты мельканий и обеспечением слитности восприятия движущихся изображений. Однако критическая частота мельканий, при которой наступает слитное восприятие яркости свечения экрана, обычно существенно выше частоты смены кадров, достаточной для слитной передачи движения. Эта особенность зрения использована в кино, где световой поток от каждого кадра прерывается обтюратором дважды. Благодаря этому при передаче 24 кадров в секунду частота мельканий киноэкрана повышается до 48 Гц. Чересстрочная развертка в телевидении, при которой каждый кадр передается за два поля, одно из которых содержит все нечетные строки, а второе — все четные строки, позволяет выбрать частоту полей выше критической частоты мельканий и одновременно снизить частоту кадров в два раза, до еще достаточной для слитной передачи движения. Тем самым в два раза сокращается и необходимая полоса частот в канале связи. Если частота полей кратна частоте сети переменного тока, то все наводки магнитных и электрических полей, пульсации напряжений источников питания и помехи промышленной частоты сети оказываются на изображении неподвижными, а вследствие этого и менее заметными. Это обстоятельство предопределило выбор частоты полей В чересстрочном растре с двумя полями в кадре появляются межстрочные мелькания, обусловленные различной яркостью свечения строк последовательно воспроизводимых полей. Однако с оптимального расстояния они оказываются малозаметными, поскольку наблюдаются под углом зрения, примерно в два раза меньшим углам разрешения При стандартизованных параметрах разложения с полным числом строк в кадре При значительном увеличении числа строк лишь одновременное увеличение высоты и формата изображения дает адекватное улучшение качества, повышает эмоциональное воздействие на зрителя, вызывают «эффект присутствия», а на некоторых сюжетах — подобие стереоэффекта. С учетом размеров современных жилых комнат рекомендуется увеличивать высоту экрана
|
1 |
Оглавление
|