Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
§ 5.2. Передающие камеры цветного телевиденияПередающие камеры цветного телевидения можно подразделить на камеры с односигнальными и многосигнальными ФЭП. Первые содержат три - четыре преобразователя, каждый из которых формирует сигнал, пропорциональный яркости одного из основных цветов, либо широкополосный сигнал выделенной яркости. Вторые содержат один-два преобразователя, выходные сигналы которых в закодированной форме несут информацию о яркости двух или даже всех трех основных цветов одновременно. Камеры черно - белого телевидения строятся по принципам построения яркостного канала камер цветного телевидения. К оптическим устройствам и преобразователям камер цветного телевидения с несколькими ФЭП предъявляются требования простоты, надежности и автоматизации управления при одновременном обеспечении высокой степени взаимного согласования всех оптических изображений и растров по размерам, центровке и геометрическим искажениям, а также равномерности сигнала и фона, отсутствия паразитных сигналов и инерционности, баланса уровней черного и белого в выходных сигналах. Передающие камеры с одним многосигнальным ФЭП в этом отношении оказываются несколько проще. Однако они уступают камерам с односигнальными преобразователями по четкости и качеству передачи изображений.
Рис. 5.1. Оптические схемы с промежуточным изображением (а) и призменным блоком (б) Светоделение. В передающих камерах цветного телевидения с тремя односигнальными ФЭП получила распространение оптическая схема с образованием промежуточного изображения (рис. 5.1, а). Основной объектив Объектив зеркала
Рис. 5.2. Дихроические зеркала (а, б) и их спектральные характеристики отражения (в) Дихроические интерференционные зеркала представляют собой многослойные пленки, нанесенные на поверхности стеклянных пластинок или призм, отдельные слои которых отличаются друг от друга толщиной и показателем преломления. При однослойном покрытии (рис. 5.3, а) отраженный световой поток представляет собой сумму световых потоков, отраженных от обеих границ раздела: стекло — пленка и пленка — воздух. По формуле Френеля коэффициенты отражения от первой и второй границ раздела соответственно
зависят от показателей преломления стекла
Чтобы отраженные световые потоки, интерферируя, погасили друг друга, между ними должна существовать разность хода, равная половине длины световой волны (в общем случае равная нечетному числу полуволн). В таком случае разность хода
Световые волны, удовлетворяющие соотношениям (5.1) и (5.2), находятся в противофазе и взаимно ослабляют друг друга, уменьшая отражение и соответственно увеличивая прозрачность зеркала. Для них тонкая пленка на поверхности стекла выполняет роль четвертьволнового трансформатора, согласующего между собой оптические свойства стекла и воздуха. В остальной части спектра коэффициент отражения повышается. Нанося многослойные пленки (рис. 5.2,6), подбирая их толщину, показатели преломления, а следовательно, и коэффициенты отражения на каждой границе раздела, можно создать условия, при которых в отдельных частях спектра прозрачность зеркала будет уменьшаться, а в других, наоборот, возрастать при одновременном увеличении резкости границ. Типичные характеристики спектральных коэффициентов отражения днхроических зеркал при угле падения световых волн к нормали Первое дихроическое зеркало Тепловыми потерями в дихроических зеркалах можно пренебречь ввиду их малости. В таком случае спектральные плотности падающего После деления левой и правой частей этого соотношения на
Дихроические зеркала
Длинноволновая составляющая, прошедшая через зеркало В передающих камерах цветного телевидения с четырьмя односигнальными ФЭП (как и в камерах черно - белого телевидения) используется самостоятельный яркостный канал, показанный на рис. 5.1, а штриховыми линиями. В состав светоделительной схемы в таком случае дополнительно вводятся нейтральное полупрозрачное зеркало Оптические схемы с переносом изображения отличаются сложностью, наличием корректирующих элементов и большими потерями света. При использовании объективов с переменным фокусным расстоянием и удлиненным задним рабочим отрезком, фотоэлектрических преобразователей с малыми размерами фотослоя (видикон, матрица ППЗ) и светоделительных устройств на призменных блоках от второго объектива можно отказаться. На рис. 5.1, б приведена оптическая схема передающей камеры на трех матричных приборах с переносом зарядов, установленных вместе с корректирующими светофильтрами непосредственно на выходных окнах призменного блока. Цветоизбирательные зеркала Во входных окнах многосигнальных ФЭП цветовая информация кодируется полосковыми светофильтрами, а при использовании фотодиодных и ППЗ - матриц и матричными светофильтрами с поэлементным чередованием цветов. Последующее разделение сигналов многосигнальных ФЭП происходит схемными методами. Методы обработки сигналов односигнальных ФЭП. Схема Преобразования сигналов передающей камеры цветного телевидения с односигнальными ФЭП может быть либо трех-, либо четырехканальной. В первом случае (рис. 5.3, а) схема содержит три широкополосных канала, каждый из которых включает односигнальный ФЭП, предварительный усилитель (ПУ) и гамма - корректор (ГК), за которыми следуют кодирующая матрица с матричными схемами
Рис. 5.3. Схемы преобразования сигналов односигиальиых ФЭП: RGB (а) и RGBW (а, б и а, б, в) Выходные сигналы В гамма - корректорах, линеарезирующих амплитудную характеристику телевизионной системы, формируются сигналы
где В матричных схемах (3.(43). Последние ограничиваются по спектру в ФНЧ. Все три выходных сигнала К недостаткам рассмотренной схемы следует отнести: широкополосность всех трех каналов, высокие требования к точности взаимного согласования параметров трех оптических проекций и растров ФЭП, а также градационные искажения изображений, воспроизводимых на экранах черно - белых приемников. Допустимая погрешность совмещения растров здесь не может превышать 0,2-0,3 от размера яркостного элемента, поскольку яркостный сигнал На схеме рис. 5.3, как и на последующих подобных схемах, изображены узлы формирования сигналов. Кроме того, передающая камера содержит генераторы строчной и кадровой развертки, управляемые импульсами синхронизации, усилитель - формирователь импульсов гашения обратного хода и другие устройства. В четырехканальной схеме к рассмотренным трем добавляется четвертый канал (рис. 5.3,б), подобный каналу системы черно - белого телевидения и формирующий передаваемый на приемную сторону сигнал выделенной яркости. Канал содержит односигнальный ФЭП с высоким разрешением, предварительный усилитель и гамма - корректор. Выходной сигнал ФЭП
отличный от сигнала (3.42), формируемого матричной схемой Достоинствами схемы являются узкополосность каналов формирования цветоразностных сигналов, более чем двухкратное снижение требований к точности совмещения трех цветоделенных изображений, определяемой здесь размерами не яркостного, а цветового элемента, и формирование яркостного сигнала отдельным ФЭП. Сигналом Недостаток схемы заключается в том, что при матрицировании цветоразностных сигналов на передающей стороне используется яркостный сигнал В таком случае сигналы цветоделенных изображений
восстанавливаются в приемнике с ошибкой Искажения цветопередачи устраняются, если к рассмотренным схемам добавляются ФНЧ и два устройства вычитания сигналов Выходной яркостный сигнал Общими недостатками четырехканальных схем являются их сложность и большие габариты. В разработках последних лет снова стали использовать трехканальные схемы. В схеме, приведенной на рис. 5.4, сохранен принцип формирования яркостного сигнала одним ФЭП и исключен ФЭП в канале сигнала зеленого цветоделенного изображения. Выходные сигналы односигнальных В матричном цветокорректоре (МЦК) сигналы
пропорциональные яркости основных цветов приемника. Матрицирование с весовыми коэффициентами
Рис. 5.4. Схема преобразования сигналов односигиальных В устройствах суммирования (УС) к сигналам (5.7) добавляются высокочастотные компоненты После гамма - корректоров сигналы (5.5) поступают на кодирующую матрицу (КМ), формирующую сигналы Достоинством схемы является сохранение преимуществ четырехканальной схемы: формирование яркостного сигнала одним ФЭП, меньшая разрешающая способность и узкополосность в остальных каналах, а следовательно, и это главное, меньшая допустимая точность совмещения цветоделенных изображений и растров при одновременном сокращении числа ФЭП до трех. Для улучшения характеристик передающих камер используется полная автоматизация процессов их настройки. Контроль за сведением трех растров, установкой диафрагмы, уровней черного и белого в выходных сигналах обеспечивается с помощью микропроцессорной системы. При использовании общего блока управления достигается высокая идентичность изображений от нескольких камер одного типа, недоступная при ручной регулировке, а время настройки сокращается в десятки раз.
Рис. 5.5. Частотное кодирование (а) и декодирование (б) сигналов миогосигиальных ФЭП Методы разделения сигналов многосигнальных ФЭП. Выходной сигнал многосигнальных ФЭП в закодированной форме несет информацию о яркости двух или даже всех трех основных цветов. Для последующего разделения сигналов схемными методами применяются частотные, частотно - фазовые, временные (импульсные), индексные и другие методы кодирования [12]. Как было показано в § 4.7, в схемах с одним многосигнальным ФЭП для светоделения используются двухслойные полосковые светофильтры дополнительных к основным цветов. Полоски желтого светофильтра и голубого чередуются с равными по ширине окнами прозрачности. При частотном методе кодирования ширина горизонтальных сечений-полосок светофильтров в разных слоях должна быть различной. Поэтому в случае вертикального расположения полоски голубого и желтого светофильтров должны иметь разную ширину. При равной ширине (25 мкм) полоски одного (например, желтого светофильтра) располагаются вертикально, а второго (голубого) - под углом 45° к вертикали. В последнем случае ширина сечений голубых полосок вдоль горизонтальной оси х оказывается в больше, чем желтых. Соответствующие размеры указаны на рис. 5.5, а, где буквами Б, Г, Ж обозначены цвета соответствующих светофильтров. Прозрачность в средневолновой — зеленой — области спектра Выходной сигнал многоснгнального ФЭП
содержит низкочастотную составляющую
показанные на рис. 5.5, а штрихпунктиром, амплитуды которых также пропорциональны сигналам Здесь Схема разделения сигналов многосигнального ФЭП (рис. 5.5,б) содержит предварительный усилитель, выходной сигнал которого Особенностью частотно-фазового кодирования при использовании двухслойного полоскового светофильтра является то, что ширина горизонтальных сечений полосок одинакова, а следовательно, одинаковы частоты сигналов
Рис. 5.6. Частотно-фазовое кодирование (а) и декодирование (б) сигналов миогосигиальиых ФЭП Прозрачность двухслойного светофильтра в зеленой области спектра то здесь, как и ранее, не зависит от координаты х. Окна прозрачности в красной В таком случае выходные сигналы многосигиального ФЭП от строк 1 и 2
содержат низкочастотную составляющую
амплитуды которых пропорциональны сигналам Схема разделения сигналов многосигнального ФЭП (рис. 5.6, б) содержит предварительный усилитель, выходной сигнал которого с помощью ФНЧ и полосового фильтра делится по спектру на составляющие В фазирующем устройстве
а в линии задержки Сформированные суммарный и разностный сигналы детектируются в амплитудных детекторах К достоинствам схемы с частотно-фазовым разделением следует отнести наличие одной поднесущей частоты Передача цветового сигнала без ухудшения разрешающей способности в яркостном канале возможна при условии частотного перемежения спектров цветовой и яркостной информации. Это условие обеспечивается выбором соответствующего шага разложения: 6 наклона и ширины полос кодирующих светофильтров, благодаря которым цветовая поднесущая Прн временном кодировании применяются однослойные штриховые светофильтры, состоящие, например, из вертикальных полосок основных цветов RGB, сгруппированных в трнады. Выходной сигнал ФЭП распределяется по трем усилительным каналам в соответствии с чередованием цветности светофильтров в процессе развертки. Однако импульсная коммутация сигналов реализуется лишь при использовании фотодиодных или ППЗ-матриц с жесткой топологией. Она затрудняется нелинейностью развертки в передающих трубках, где строчной синхронизации коммутатора оказывается недостаточно. Для фазирования коммутатора в течение всей строки необходим опорный индексный сигнал, который может быть сформирован, как показано в § 4.7, с помощью секционирования сигнальной пластины передающей трубки на две гребенки. В настоящее время однотрубочные камеры уступают трехтрубочным по чувствительности и разрешающей способности. Тем не менее благодаря относительной простоте и перспективности они уже получили широкое распространение в мировой практике. В передающих камерах с двумя ФЭП один преобразователь формирует обычно широкополосный яркостный сигнал, а другой — узкополосные сигналы цветности [12]. Для коррекции апертурных искажений, вносимых ФЭП, используются апертурные корректоры. Одномерная коррекция в направлении строчной развертки достигается регулированием подъема АЧХ корректора на верхних частотах. При двумерной коррекции из сигнала передаваемого элемента изображения вычитаются с регулируемыми весовыми коэффициентами сигналы соседних элементов. Наряду с повышением резкости изображения апертурная коррекция сопровождается ухудшением отношения сигнал-шум. Для снижения заметности шумов используются схемы подавления шумов на крупных деталях изображения.
|
1 |
Оглавление
|