Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
6.2. КОНСТРУКЦИИ ИМПУЛЬСНЫХ ТРАНСФОРМАТОРОВ СО СТЕРЖНЕВОЙ МАГНИТНОЙ СИСТЕМОЙОбщая компоновка мощного ИТ на шихтованной стержневой МС кругового сечения с цилиндрическими обмотками приведена на рис. 6.5. Конструктивной основой ИТ является МС 5, на стержнях которой размещены разделенные на две части первичная и вторичная обмотки. Каждая часть первичной обмотки состоит из бакелитового цилиндра 4 с наложенной на него секцией 2, и каждая часть вторичной - из бакелитового цилиндра 3 с секцией 1. Бакелитовые цилиндры первичной обмотки крепятся на стержне МС посредством клиньев, прижимных колец или другими способами, Применяемыми в силовых трансформаторах [20]. Аналогичным образом крепятся цилиндры вторичной обмотки. Монтаж и крепление МС к крышке бака такие же, как и в силовых трансформаторах.
Рис. 6.5. Компоновка мощного ИТ с шихтованной стержневой магнитной системой кругового сечения Схема обмоток может быть одной из приведенных на рис. 4,10 и 4.11. Поэтому в общем случае части обмоток, расположенные на стержнях, могут быть и неодинаковыми. Однако, поскольку ИТ со стержневыми МС кругового сечения применяются обычно в весьма мощных высоковольтных ИТ, наиболее характерным типом обмоток являются обмотки с вводом посредине. Схема таких обмоток из четырех одинаковых параллельно соединенных секций, расположенных попарно на стержнях, приведена на рис. 6.6. Если по проводам вторичной обмотки подается технологическое питание находящихся под высоким напряжением приборов импульсной установки, то применяются обмотки с транспонированными секциями, схема которых приведена на рис. 6.7. Такая схема позволяет уменьшить индуктивное падение напряжения технологического питания в цепи вторичной обмотки.
Рис. 6.6. Схема четырехсекционных обмоток с вводом посредине
Рис. 6.7. Схема четырехсекционных транспонированных обмоток Вторичная обмотка ИТ может быть также и конической. Это усложняет конструкцию ИТ, но позволяет существенно, в 1,6 ... 1,8 раза, уменьшить объем МС. В ИТ с конической вторичной обмоткой бакелитовый цилиндр заменяется специально изготовленным коническим каркасом (рис. 6.8). Конструктивное исполнение каркаса может быть разным. Целесообразна точеная их стеклоэпоксида конструкция, состоящая из двух симметричных частей. С тем чтобы избежать сползания витков обмотки, на поверхность каркаса наносятся резьбовые канавки. В целом конструкция ИТ с такой конической обмоткой относительно сложна и ее применение оправдывается в ИТ большой мощности, когда особенно желательно уменьшить массу и габариты ИТ. Отметим, что в ИТ с коническими обмотками вследствие уменьшения сечения МС число витков в обмотках примерно в 1,5 раза больше, чем в ИТ с цилиндрическими обмотками. Иногда это создает трудности в размещении обмоток по длине стержня. Характерная конструкция ИТ со стержневой МС витого типа прямоугольного сечения с цилиндрическими обмотками приведена на рис. 6.9. Здесь на МС 5 накладывается изоляция 4 первичной обмотки из трансформаторной бумага или электрокартона. На изоляцию наматывается первичная обмотка 2. На витки первичной обмотки накладывается междуобмоточная изоляция 3 такого же типа, и на нее наматывается вторичная обмотка 1. При разрезной МС первичная обмотка наматывается на клеенный съемный каркас из злектрокартона. Каждая часть обмоток представляет собой катушку. Катушка съемная, что позволяет механизировать ее изготовление. Трансформатор с такой бумажномасляной изоляцией широко применяется при напряжении до 50 кВ и в отдельных случаях - до 100 кВ.
Рис. 6.8. Конический каркас вторичйой обмотки с вводом посредине
Рис. 6.9. Компоновка ИТ с витой стержневой магнитной системой Если ИТ работает в напряженном тепловом режиме, что почти всегда имеет место при большой частоте повторения импульсов, в конструкции на рис. 6.9 необходимо создать хорошие условия для отвода теплоты от МС и обмоток. Улучшить отвод теплоты от МС можно, оставляя между МС и каркасом первичной обмотки некоторый зазор, образующий масляный канал. Однако это не улучшает теплоотвод от обмоток, так как они теплоизолированы (бумажно-масляная изоляция). Улучшить теплоотвод как от МС, так и от обмоток можно, применяя в качестве каркасов обмоток профилированные рейки 1 и 2 из органического стекла, как показано на рис. 6.10. Провода первичной и вторичной обмоток 3 и 4 наматываются непосредственно на рейки, механическая прочность обмоток обеспечивается за счет натяга проводов. Профильные канавки вдоль реек служат для удлинения пути поверхностного разряда. При больших напряжениях для усиления изоляции целесообразна установка барьеров 5 из пластин органического стекла или электрокартона. В таком ИТ обмотки и МС свободно омываются маслом, благодаря чему создаются хорошие условия для теплоотвода. Данная конструкция трансформатора целесообразна при напряжении 50 ... 100 кВ, когда размеры изоляционных промежутков достаточно велики для применения реек.
Рис. 6.10. Поперечное сечение стержня с обмотками на профилированных рейках
Рис. 6.11. Коническая обмотка со слоистой изоляцией В конструкции ИТ на рис. 6.9 легко реализуется обмотка конического типа. Для этого межслоевая изоляция накладывается таким образом, чтобы толщина ее плавно увеличивалась по дайне намотки с увеличением напряжения, как показано на рис. 6.11 и 6.12. Обмотка на рис. 6.11 целесообразна при относительно небольшом напряжении, когда влияние краевого эффекта ослабляется некоторым увеличением размеров изоляционных промежутков. Обмотка на рис. 6.12 с вводом посредине целесообразна при напряжении до 100 кВ, когда увеличение изоляционных промежутков существенно увеличивает длину намотки и размеры ИТ. Если позволяет длина стержня, то и при меньших напряжениях всегда целесообразна обмотка с вводом посредине, так как она позволяет принимать минимальные размеры изоляционных промежутков и благодаря этому уменьшать объем МС. Раскрой полос трансформаторной бумаги или электрокартона для реализации конических обмоток (рис. 6.11 и 6.12) показан на рис. 6.13, а и б соответственно.
Рис. 6.12. Коническая обмотка со слоистой изоляцией и вводом посредине
Рис. 6.13. Раскрой полос трансформаторной бумаги для конических обмоток При напряжении более 100 кВ целесообразно применение чисто масляной изоляции и обмоток с вводом посредине. Достоинства чисто масляной изоляции реализуются только тогда, когда в соответствующих изоляционных промежутках отсутствуют конструктивные элементы, на которых может возникать поверхностный разряд. Конструкции обмоток, удовлетворяющие этому требованию, приведены на рис. 6.14 и 6.15. Здесь первичные обмотки 2 накладываются на МС 1 одним из описанных ранее способов. Вторичная обмотка 3 в ИТ с цилиндрической обмотками (рис. 6.14) накладывается на сборный каркас из четырех пластин 4, снабженных со стороны торцов пазовыми замками. Верхняя и нижняя пластины крепятся на стержне МС при помощи опор 5, боковые пластины устанавливаются в пазовые замки верхней и нижней пластин и фиксируются в них натягом вторичной обмотки. Наиболее целессообразный материал пластин — органическое стекло, обладающее хорошими изоляционными свойствами и легко поддающееся механической обработке. В ИТ с коническими обмотками (рис. 6.15, позиции — те же, что на рис. 6.14) каркас вторичной обмотки также выполняется из пластин с пазовыми замками, но форма пластин более сложная, пластины изгибаются в средней части. В такой обмотке концы пластин опираются непосредственно на каркас первичной обмотки или на стержень МС. За счет изгиба пластин каркасу придается дополнительная механическая прочность. Относительно сложный раскрой пластин каркаса поясняется рис. 6.16.
Рис. 6.14. Цилиндрическая обмотка с масляной изоляцией и вводом Посредине
Рис. 6.15. Коническая обмотка с масляной изоляцией и вводом посредине Как видно из рис. 6.14 и 6.15, в изоляционных промежутках между первичной и вторичной обмотками нет никаких крепежных деталей, Как видно из рис. 6.14 и 6.15, в изоляционных промежутках между первичной и вторичной обмотками нет никаких крепежных деталей, а значит, отсутствуют пути для поверхностных разрядов. Именно благодаря этой особенности конструкции, в ней обеспечивается высокая электрическая прочность и восстанавливаемость изоляции после единичных пробоев или искрений в аварийных режимах работы ИТ. При тщательном исполнении пластин каркасы легко собираются и разбираются и имеют достаточную механическую прочность. Как важное обстоятельство отметим, что описанные конструкции ИТ позволяют применять в качестве главной изоляции не трансформаторное масло, а элегаз. При использовании злегаза под давлением более 0,3 МПа электрическая прочность этих конструкций выше, чем при использовании трансформаторного масла. Однако при элегазе затрудняется теплоотвод и требуются баки высокого давления.
Рис. 6.16. Раскрой пластин каркаса конической обмотки с вводом посредине 6.3. МОЩНЫЙ ВЫСОКОВОЛЬТНЫЙ ИМПУЛЬСНЫЙ ТРАНСФОРМАТОР С ШИХТОВАННОЙ МАГНИТНОЙ СИСТЕМОЙ КРУГОВОГО СЕЧЕНИЯ В различных электрофизических установках необходимы электрические импульсы большой энергии и напряжения при длительности импульса более 100 мкс и форме, возможно более близкой к прямоугольной. Для получения таких импульсов обычно применяются генераторы с искусственной формирующей линией в режиме полного разряда с коммутаторами типа мощных водородных тиратронов или тиристоров. Такие генераторы вследствие малых рабочих напряжений коммутаторов обеспечивают генерацию импульсов большой энергии, но напряжением не более 20 кВ, и возникает необходимость применения ИТ в составе импульсной установки — для повышения напряжения до требуемого. В качестве примера рассмотрим основные этапы проектирования мощного ИТ при следующих исходных данных: энергия импульса 100 кДж; первичное напряжение 20 кВ; вторичное напряжение 400 кВ; полярности первичного и вторичного напряжения противоположны; длительность импульса 200 мкс; длительность фронта импульса 10 мкс; общая неравномерность вершины импульса, включая выброс напряжения на фронте, не более первичной и вторичной цепей по 2 мкГн; емкость монтажа первичной цепи 0,1 мкФ; форма импульса генератора практически прямоугольная (это принимается и во всех последующих примерах расчета); режим работы импульсной установки — длительный; скважность импульсов 1000. Вследствие большой длительности импульса можно ожидать, что потери в МС на вихревые токи и дополнительные потери в обмотках будут небольшими, и поэтому на первом этапе расчета ими можно пренебречь. С учетом этого из исходных данных следует, что мощность ИТ равна 500 МВт, ток нагрузки 1250 А, ток первичной обмотки 25 кА, приведенное к числу витков первичной обмотки сопротивление нагрузки 0,8 Ом, коэффициент трансформации 20. Проектирование ИТ производится в приводимой ниже последовательности. Прежде всего устанавливается возможность реализации ИТ с заданными параметрами искажений формы фронта импульса при заданной индуктивности и емкости монтажа и нагрузки. С этой целью рассчитываются электромагнитные параметры схемы замещения трансформаторной цепи в соответствии с методикой, изложенной в § 3.7. Согласно исходным данным выброс напряжения на фронте импульса недопустим. По этой причине коэффициент затухания трансформаторной цепи должен быть не менее единицы. В данном случае - для линейного согласованного генератора, когда а Согласно графику на рис. 3.11
Результаты расчета показывают, что ИТ реализуем только при индуктивной реакции трансформаторной цепи, так как при емкостной реакции индуктивность рассеяния имеет отрицательное значение. Поэтому дальнейшие расчеты ориентированы на индуктивную реакцию, как единственно допустимую в данном случае. При этом, однако, обеспечивается минимальный объем МС, и поэтому невозможность проектирования ИТ для цепи с емкостной реакцией не имеет практического значения. Выбор конструкции ИТ производится из следующих соображений. Оценка объема МС, выполненная для индуктивной реакции и близкого к максимальному возможному приращению индукции В возможном аварийном режиме короткого замыкания цепи нагрузки тока в обмотках могут удвоиться и достигнуть 50 и большим, и поэтому возможно применение однослойных обмоток. В целом всем перечисленным требованиям удовлетворяет конструкция ИТ, приведенная на рис. 6.5, которая поэтому принимается в качестве основы для дальнейших расчетов. Вследствие большой энергии импульса ожидаются большие габариты ИТ, и поэтому необходимо принять возможные меры для их уменьшения. С этой целью принимается максимальное допустимое для стали марки 3408 приращение индукции При выбранной напряженности электрического поля с учетом необходимости встречного включения обмоток для изменения полярности трансформируемого импульса толщина изоляционного промежутка между обмотками Размеры проводов обмоток выбираются по допустимой плотности тока в проводах. Плотность тока определяется из следующих соображений. С одной стороны, ИТ отличается большой мощностью, и поэтому желательны минимальные потери в проводах. Тогда по аналогии с силовыми трансформаторами следовало бы принять плотность тока При заданной скважности импульсов суммарные эффективные токи в первичной и вторичной обмотке составляют 790 и 39,5 А. Эти токи равномерно распределены по четырем секциям каждой из обмоток (рис. 6.6), т. е. в каждой секции составляют примерно 200 и 10 А. При плотности тока сечения. Расчет по формулам (5.7) и (5.8) дает толщину и диаметр проводов первичной и вторичной обмоток 3,16 и 1,6 мм. После выбора размеров изоляционных промежутков и проводов обмоток рассчитываются коэффициенты Расчет размеров сечения МС, числа витков в обмотках и длины намотки производится по формулам (2.3) и (5.11) -(5.13) при характерном для МС кругового сечения коэффициенте площади круга
Оценка результатов расчета показывает, что размеры сечения МС и число витков в обмотках приемлемы, но длина обмотки недопустимо велика: при длине намотки 35,6 общая высота МС стержневого типа составит около длина намотки намного больше, чем это требуется для получения необходимой продольной электрической прочности ИТ; уменьшение длины намотки приводит к усилению благоприятной индуктивной реакции, что позволит уменьшить объем МС и поэтому особенно важно. Так как уменьшение длины намотки заведомо создаст индуктивную реакцию, в дальнейших расчетах следует исключить емкость трансформаторной цепи. Это позволяет принять максимальное допустимое отношение длины самой длинной к длине самой короткой магнитной линии в МС и обеспечивает получение в результате расчета близкого к минимальному возможному объема МС. Поэтому дальнейшие расчеты производят по формулам (5.16) -(5.18) при
согласно графику на рис. 5.1
Проверка емкости, произведенная при полученных значениях обмоток. В связи с этим следует отметить, что, казалось бы, можно дополнительно уменьшить длину обмотки и тем самым высоту стержня и габариты ИТ. Однако уменьшение длины намотки неизбежно приведет к увеличению отношения В целом можно считать ИТ с полученными конструктивными параметрами МС и обмоток технически реализуемым. Определенные неудобства вызывает относительно большая длина намотки, что приводит к высоте ИТ вместе с баком примерно 3 м (без высоковольтного изолятора). Однако по изложенным причинам уменьшение длины намотки недопустимо. На основании проведенных расчетов можно перейти к выбору нормализованных стержней, бакелитовых цилиндров, проводов обмоток, к поверочным тепловым расчетам и расчету механических сил в обмотках. По данным табл. 6.1 выбирается наиболее близкий по сечению стержень с активной площадью сечения Применение конических обмоток позволило бы уменьшить объем МС примерно в 1,75 раза. Однако при этом необходимы специальные конические каркасы для вторичной обмотки вместо выпускаемых промышленностью бакелитовых цилиндров. Целесообразность такого усложнения и удорожания конструкции ИТ должка устанавливаться специально в каждом конкретном случае. Расчет активных сопротивлений обмоток в соответствии с Методикой, изложенной в § 4.5, и потерь мощности в обмотках при температуре 75 °С дает следующие результаты: Расчет тепловой нагрузки поверхности МС и обмоток показывает, что они равны примерно 350 и Расчет кажущейся магнитной проницаемости по формуле (2.19) дает результат 2740. При этом индуктивность намагничивания ИТ равна 13,9 мГн, снижение напряжения на вершине импульса - 0,575%, что допустимо. Расчет средних механических сил в обмотках показывает, что они примерно на два порядка ниже, чем в аналогичных конструкциях силовых трансформаторов. Это является следствием большой скважности импульсов и малой индуктивности рассеяния ИТ. Однако при частоте повторения импульсов 30 Гц механические силы становятся соизмеримыми с таковыми в силовых трансформаторах. Импульсные силы примерно на три порядка выше средних, т. е. значительны. Поэтому при конструировании ИТ необходима тщательная проработка вопроса о возможности возникновения механических резонансов и вибраций в обмотках под действием периодически повторяющихся импульсных сил. В некоторых случаях требуется обеспечить работу ИТ в течение относительно небольшого интервала времени, но при высокой частоте повторения. Режим работы ИТ в таких интервалах может рассматриваться как адиабатный. В качестве примера рассмотрим работу ИТ при частоте повторения импульсов 200 Гц. Из предыдущего следует, что при столь высокой частоте в непрерывном режиме ИТ работать не сможет из-за перегрева МС и обмоток. Если начальная температура ИТ была 40 °С и допустим нагрев обмоток до 115 °С, то согласно формуле (5.28) допустимое время работы ИТ составит 9,7 с. Расчет по формуле (5.30) показывает, что за это время МС нагреется на 0,45 °С, т. е. незначительно. Это связано с тем, что объем МС в ИТ намного превышает объем медн обмоток.
|
1 |
Оглавление
|