Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
Глава 6. Индукция и ФермаТеперь, зная базисные факты арифметики остатков, мы готовы вернуться к изучению простых чисел. Основной результат этой главы — очень полезная теорема, впервые доказанная Ферма. Она непосредственно следует из более сильной теоремы теории групп, которую мы изучим в главе 9. Здесь же мы, следуя указаниям Ферма, даем ее прямое доказательство методом математической индукции. С описания такого метода доказательства мы и начнем. § 6.1. Ханой! Ханой!Думали ли Вы когда-нибудь над головоломкой под названием «Ханойские башни»? Она состоит из трех деревянных стержней, закрепленных на деревянной основе и некоторого числа деревянных дисков (из шести в моем комплекте). В центре каждого диска есть отверстие для нанизывания на стержень. Обозначим стрежни Цель задачи: переместить всю башню со стержня А на стержень С, используя В как перевалочный пункт, подчиняясь при этом следующим правилам: (1) за один ход можно переместить только один диск; (2) больший диск нельзя класть поверх меньшего. Обратите внимание! По первому правилу с любого стержня за один ход можно снять и переместить только верхний диск. Поэтому, если убрать из головоломки перевалочный стержень В, задача станет неразрешимой. Стоит попытаться решить головоломку самостоятельно, чтобы освоиться с ней. Практически это можно сделать довольно быстро. Но вопрос, который мы хотим поставить, выходит за рамки стандартной игры: можем ли мы найти формулу минимального числа ходов, требуемых для перемещения всей башни из Под высоким куполом одного индийского храма находятся три шпиля, густо усеянные алмазами, как пчела бархатным ворсом. В момент сотворения мира Бог поместил на один из них 64 диска чистого золота: наибольший — внизу, а остальные — сверху, так, что получилась башня. Он дал задание главному жрецу храма переставить диски согласно правилам, сформулированным выше. Когда вся башня из 64 дисков будет полностью перенесена на один из оставшихся шпилей, Бог вернется и положит конец миру. Итак, чтобы узнать, когда наступит конец света, Вам достаточно решить задачу о минимальном числе перемещений 64 дисков. Оставив в стороне схоластические аспекты проблемы, вернемся к ее «деревянной» постановке, с которой мы начали. Если в игре только один диск, его достаточно просто перенести со стержня А на стержень С. При этом мы не нарушаем никаких правил, и головоломка решена. В этом случае достаточно одного перемещения. Теперь предположим, что у нас есть два диска. Сначала мы перенесем меньший диск на стержень В; затем больший диск можно переставить на стержень С; и наконец, меньший — на С, так что он окажется сверху большого диска. Итак, для решения головоломки с двумя дисками достаточно трех ходов. Если у Вас есть такая головоломка, то неплохо было бы подсчитать количество перемещений, которое Вы сделаете, переставляя башню из четырех, а потом из пяти дисков. Теперь поразмышляем над общим случаем головоломки из Учитель: Предположим, что диски пронумерованы сверху вниз числами Ученик: Чего? Учитель: Мы хотим передвинуть диск Ученик: Переставить все диски, которые стоят на самом большом? Учитель: Это так, нам следует перенести Ученик: На стержень В? Учитель: На стержень В. Однако возникают проблемы. Ученик: Они всегда есть. Учитель: Правила! По первому из них мы можем менять положение только одного из дисков; а по второму — диски должны быть нанизаны на стержень В в порядке убывания их размеров. Как нам передвинуть Ученик: Нам следует передвигать только один диск за один ход, не нарушая правил. Учитель: А более точно? Ученик: Было бы здорово, я полагаю, чтобы задача с Учитель: А что будет служить перевалочным пунктом? Ученик: Может, это С? Учитель: Точно. Подведем итог. Нам нужно переставить диск Ученик: Как же мы потом передвинем оставшиеся Учитель: Такая игра может занять много времени, но это именно тот путь, который приводит к победе. Заметим, что нам пришлось решить головоломку с Ученик: Учитель: Это еще не конец! Ученик: Не конец? О, Боже! Учитель: Мы хотели найти наименьшее число ходов, необходимое для решения головоломки, разве нет? Ученик: Полагаю, все еще хотим. Учитель: Чтобы облегчить дальнейшие рассуждения, обозначим через Ученик: Чтобы переместить их на стержень В, нам нужно решить головоломку с Учитель: Поскольку мы перенесли Ученик: Один? Учитель: Естественно; и сколько теперь всего затрачено ходов от начала игры? Ученик: Уф, Учитель: Что дальше? Ученик: Нам еще нужно перетащить Учитель: Так, а сколько передвижений потребуется для достижения этой цели? Ученик: Не меньше, чем Учитель: Итак, мы видим, что с момента начала игры всего нам предстоит сделать Ученик: Минимальное число ходов, требуемое для решения головоломки по перемещению Учитель: Да, но как нам вычислить Ученик: Учитель: Отлично! Теперь подсчитаем минимальное число ходов, необходимых для решения задачи с шестью дисками. Конечный результат диалога — формула
Заметим, что эта формула не говорит нам чему равно
Действуя так же, мы имеем
Следовательно, для решения моей головоломки, состоящей из 6 дисков, мне нужно по крайней мере 63 хода. А как насчет головоломки в индийском храме? Для ответа на этот вопрос нужно вычислить Равенство Тот факт, что мы получили только рекуррентную формулу, не остановит наших попыток найти конечное выражение для Быть может, Вы думаете: «Зачем беспокоиться о поиске другой формулы? Что плохого в рекуррентной?» Резонные вопросы. В конце концов, для определения Несколько преувеличивая, мы могли бы сказать, что вычислительная математика предназначена для грубого, силового подхода к работе: делать настолько эффективно, насколько получается; а математика, наоборот, нацелена на поиск пути достижения результата с минимальными вычислениями. Конечно, это, в действительности, две стороны одной медали. В реальном мире проблемы решаются органическим синтезом математики и вычислительной математики. Так что эти науки чаще сотрудничают, чем конкурируют.
|
1 |
Оглавление
|