Главная > Основы компьютерной алгебры с приложениями
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

Классические алгоритмы целочисленной арифметики и их сложность.

Рассмотрим теперь классические алгоритмы выполнения арифметических операций с длинными целыми числами и их сложность. Как уже отмечалось, нам нужно разработать программное обеспечение для арифметики целых чисел, поскольку компьютер не мажет применять аппаратно реализованные операторы и т.д. к длинным целым числам; поэтому мы говорим, что теперь арифметические операторы и т.д. реализованы программно, и очевидно, что они работают медленнее, чем их аппаратно реализованные аналоги. Ниже, при определении функции времени вычислений алгоритма, читатель должен иметь в виду алгоритмы целочисленной арифметики, которые проходят в средней школе; звено, или ячейка, тогда аналогичны десятичной цифре, и нам просто требуется подсчитывать одноразрядные сложения и/или умножения. Различные операции будут выполняться над двумя длинными целыми , представленными списками.

Предположим сначала, что мы хотим вычислить сумму чисел . С программистской точки зрения мы можем воспользоваться двумя подходами:

1. Написать процедуру, назвав ее ISUM, для сложения целых чисел (integer .summation), на вход которой подаются , а на выходе получается значение их суммы

2. «Перегрузить» оператор +, т.е. когда встречается оператор проверяется тип переменных, являющихся его аргументами, и если обнаруживаются длинные целые числа» то существует ветвление на процедуру ISUM. (Такой подход мы называем «дружественным к пользователю», поскольку в данном случае пользователю не надо запоминать имена МАЯ процедур, которые ему могут потребоваться.)

Эти два подхода применимы к любым другим операциям с целыми числами и в дальнейшем упоминаться явно не будут.

При рассмотрении сложения выход также является списком, который получается при одновременном сканировании (продвижении вдоль) списков и и сложении малых целых чисел соответствующих звеньев (используя аппаратно реализованный ), учитывал, конечно, переносы. (Напомним, что в соответствии с нашими соглашениями о списочном представлении целого числа для сложения и умножения наименее значимые звенья появляются первыми.) Функция времени вычислений имеет вид это легко следует из того, что мы считаем число сложений одинарной точности и что их имеется не более чем (эта же величина ограничивает число возможных переносов) (см. определение 1.2.3). Кроме того, число ячеек во вновь созданном списке не превосходит

В качестве упражнения мы оставляем читателю проверку того, что, используя школьные алгоритмы целочисленного умножения для вычисления произведения и (двух упомянутых выше длинных целых чисел), получим

Деление значительно сложнее: При делении на мы в действительности ищем целые числа q и , обладающие свойством делимости с остатком Небольшое размышление над школьным процессом деления длинных чисел показывает, что для его выполнения нам достаточно уметь неоднократно делить -значное число на -значный делитель где b основание системы счисления (в компьютерных приложениях где уже использовалось выше). Обычно в компьютерных приложениях — это или какая-нибудь другая степень 2, в этих рассуждениях мы сначала рассматриваем наиболее значимые цифры, так что

Например, если нам нужно разделить 1234 на 23, то мы сначала делим 123 (наше начальное ) на 23 (наше ), получаем 5 и 8 в остатке; затем делим 84 (наше новое ) на 23, получаем 3 и 15 в

остатке. Очевидно, что эта же идея работает и в общем случае. Наиболее очевидный подход к данной задаче состоит в том, чтобы угадывать частное q по наиболее значимым цифрам чисел полученное таким путем частное называется пробным частным и обозначается Стандартный процесс угадывания состоит в делении на наиболее значимую цифру числа , двузначного числа в качестве берем получающееся частное. Таким образом, определяем

где в любом случае (Почему в этих рассуждениях не может быть )

Пример. Обозначим истинное частное через q. Тогда при им имеем:

Если , то , а следовательно, . В этом случае

Если , то . В этом случае

Если , то , а следовательно, . В этом случае каждого рассмотренного выше случая выполняются неравенства не позволяющие нам рассматривать случаи типа или даже и Ограничивает ли это общность? (Для ответа на этот вопрос см. теорему 1.2.5 и следующие за ней комментарии.) Кроме того, отметим, что во всех рассмотренных случаях слишком велико, однако при угаданное значение не так плохо, как при Почему это так, объясняется следующей теоремой.

Теорема 1.2.5. Пусть b — основание системы счисления, и рассмотрим числа

Если мы обозначим через к q (оба — целые числа) пробное частное и частное соответственно при делении на , то более того, если то это значит, что равно либо q, либо либо

Доказательство. В течение доказательства мы будем помнить, что

Из , используя неравенство мы получаем, что следовательно,

, где . По определению, однако, равно либо , либо, если наибольшему кратному числа которое Ясно, что

Для доказательства второй части теоремы предположим, что достаточно в этом случае показать, что т. Пользуясь неравенством получаем

по определению Поскольку имеем и правая часть этого соотношения Таким образом, вторая часть теоремы доказана.

Чтобы добиться выполнения условия, что старшая цифра делителя 6/2, нам нужно нормализовать его, т. е. домножить типна , где - наибольшая степень 2, для которой . Затем делим на . Для демонстрации рассмотрим последний случай предыдущего примера, в котором Вычислим наибольшее , такое, что получаем и нормализованные значения пит равны соответственно. Нормализация не влияет на частное, однако нам следует разделить остаток на .

Отметим, что в теореме 1.2.5 значение основания 6 несущественно. К тому же мы легко можем при необходимости подправить на 1 или 2, чтобы получить правильное частное на каждом шаге длинного деления. Более того, как мы увидим в следующем примере, можно изменить нашу стратегию угадывания и использовать большее количество старших цифр как в , так и в .

Пример. Разделим 272828282 на 3242. Получим

Заметим, что мы использовали две или три старшие цифры делимого.

Такой метод угадывания всегда даст нам либо истинную цифру частного, либо цифру, большую ее на единицу. Доказательство этого факта, а также детали реализации мы оставляем читателю в качестве упражнения по программированию. [Указание. См. упр. 19-21 в книге (Knuth, 1981, р. 235-238, 246); см. также полный текст программ на Паскале длинной целочисленной арифметики в книге (Flanders, 1984, р. 342-357)].

Читателю в качестве упражнения мы оставляем доказательство того, что, используя предыдущий алгоритм с карандашом и бумагой, получаем т. е. время деления на сводящегося к вычислению q и , обладающих свойством делимости, по существу совпадает с временем вычисления произведения см. также упр. по программированию 4 для данного раздела.

1
Оглавление
email@scask.ru