Главная > Основы органической химии
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

Глава 1. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ХИМИИ

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ

1. Рассмотреть строение атома и структуру периодической системы.

2. Понять природу химической связи и познакомиться со способами изображения молекул.

3. Развить навык написания формул Льюиса.

4. Освоить концепцию гибридизации и получить представление о геометрии молекул.

5. Познакомиться с особенностями этого пособия, что поможет Вам в изучении материала.

Мы начинаем изучение органической химии с рассказа о двух из множества достижений в этой области знания.

В 1928 г., когда до Второй мировой войны было еще далеко, английский ученый Александр Флеминг выделил из плесени, растущей в специальной искусственной среде, вещество, названное пенициллином. Его открытие стало явлением всемирного масштаба, оно отразилось на жизни и благополучии миллионов людей, включая, вероятно, и всех тех, кто читает эту книгу. До этого времени даже легкие поверхностные ранения да и любые повреждения кожного покрова часто приводили к возникновению инфекции, тяжелой болезни и даже смерти. За время войны от таких инфекций погибало особенно много людей, даже больше, чем от смертельных ран. С открытием пенициллина ситуация начала меняться. В 1939 г. Флори и Чейн выяснили роль пенициллина в подавлении роста бактерий в человеческом организме, в 1941 г. началось клиническое применение лекарства, а в 1942 г. пенициллин применили при инфекционном менингите и была одержана победа над этим опасным, часто смертельным заболеванием. Широкомасштабное получение пенициллина из плесневого грибка позволило во время Второй мировой войны успешно бороться с инфекционными осложнениями после ранений и многими другими болезнями, вызываемыми бактериями. Пенициллин спас жизнь многим раненым, которые в предшествующих войнах погибли бы.

Пенициллин был выделен как природный продукт (вещество, образующееся в живой природе, в отличие от синтезированных человеком), и его строение не было известно.

Началась совместная работа английских и американских химиков по установлению структуры пенициллина. В этом крупнейшем исследовании принимали участие около трехсот ученых из обеих стран. Небывало энергичные усилия принесли свои плоды — в начале пятидесятых годов строение пенициллина было определено Кеннетом Генри-Логаном. Это достижение открыло путь к производству полусинтетического

пенициллина, что сильно снизило стоимость лекарства и увеличило возможности его использования. Благодаря знанию структуры пенициллина стало возможным исследование механизма его действия, что, в свою очередь, привело к созданию других полезных антибиотиков.

Другой пример. Долгое время были известны и использовались только натуральные волокна, такие, как хлопок, шерсть, шелк и лен. В 1935 г. химик-органик, сотрудник фирмы Du Pont Уоллес Кэроферз, работавший над созданием синтетических материалов, которые можно было бы использовать для производства волокон и тканей, достиг выдающегося успеха. После многочисленных опытов с различными веществами ему удалось получить материал, похожий на шелк. Материал оказался достаточно прочным и имел сравнительно высокую температуру плавления, позволяющую стирать и гладить изделия из такой ткани. Материал был назван найлоном и его начали в больших количествах производить для изготовления тканей, одежды и многих других полезных вещей, таких, например, как детали приборов или рыболовные снасти. Благодаря пониманию принципов органического синтеза и связи между строением молекул и свойствами вещества, Кэроферз создал полностью синтетический полимер, которым теперь пользуется каждый из нас. Возникла новая отрасль химии — химия высокомолекулярных соединений. В результате был создан целый ряд новых пластиков и волокон - полиэфиры (лавсан), акриловое волокно (нитрон), каучук, полиэтилен и др. Строение этих веществ будет ниже рассматриваться в этой книге.

В случае пенициллина один ученый обнаружил и выделил вещество, образующееся в живой природе, другие исследователи заметили его полезное действие, третьи — химики — установили его химическую природу и выяснили механизм его действия.

С найлоном события развивались иначе. Кэроферз, благодаря своему гению и глубокому пониманию фундаментальных принципов химии, сумел в результате многолетней работы сделать свое замечательное открытие.

В этой книге изложены фундаментальные идеи, на которых построена органическая химия. Вместе с тем, мы проследим, каким образом знания о структуре молекул и их химическом поведении использовались и используются на благо людей.

Изучение органической химии — это изучение соединений углерода, особенно таких, в которых атомы углерода ковалентно связаны с атомами других неметаллов — водорода, кислорода, азота, галогенов. Многие, если не большинство, веществ, с которыми мы встречаемся ежедневно, — вещества органические. Лекарства, полимеры, пестициды — это лишь небольшая часть таких веществ. В этой книге будет рассказано о строении

органических соединений, их названиях, применении в жизни, способах получения и реакциях, в которые они вступают.

Прежде чем перейти к собственно органической химии, мы вспомним некоторые основополагающие принципы, касающиеся строения атома и химической связи.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru