Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
§ 115. Магнитные действия токов и постоянных магнитов.Открытие Эрстеда вызвало необычайный интерес и послужило началом ряда замечательных исследований, показавших тождественность магнитных действий токов и постоянных магнитов. На некоторых из этих явлений мы остановимся немного подробнее.
1. В опыте Эрстеда мы видели, что ток действует на магнит. Существует ли обратное действие магнита на проводник с током? Положим на стол неподвижный полосовой магнит, а над ним подвесим параллельно ему проводник на гибких металлических шнурах, подводящих к нему ток и дающих ему вместе с тем возможность поворачиваться (рис. 200,а). Как только мы включим ток, проводник 1 повернется, стремясь установиться перпендикулярно к магниту 2 (рис. 200,б).
Рис. 200. Опыт, обратный опыту Эрстеда: а) ток выключен; б) при включении тока проводник 1 стремится установиться перпендикулярно к магниту 2 Другой вариант этого же опыта показан на рис. 201. Гибкий проводник 1 подвешен рядом с намагниченным стержнем 2 (рис. 201,а). Когда по проводнику идет ток, то на каждый участок гибкого проводника действует сила, стремящаяся установить этот участок перпендикулярно к магниту. Под действием этих сил при включении тока проводник обвивается вокруг магнита (рис. 201,б). Из этого опыта ясно, что магнит действует на проводник с током, причем обнаруживается, что магнит действует на каждый участок проводника с током.
Рис. 201. Опыт, обратный опыту Эрстеда: а) ток выключен; б) при включении тока проводник 1 обвивается вокруг магнита 2 Еще один опыт, в котором также проявляются эти силы, изображен на рис. 202. Рамка 1, сделанная из нескольких витков проволоки, свободно подвешена между полюсами неподвижного магнита 2 (рис. 202,а). К ней может быть подведен ток через зажимы 3. После включения тока рамка устанавливается перпендикулярно к линии, соединяющей полюсы магнита (рис. 202,б). Такое устройство из магнита и рамки используется в гальванометрах для измерения постоянного тока (§ 135).
Рис. 202. При включении тока рамка 1 устанавливается перпендикулярно к линии, соединяющей полюсы магнита 2: а) ток выключен; б) ток включен Описанный в § 103 опыт отклонения катодного луча магнитом есть также проявление действия магнита на ток, ибо пучок катодных лучей представляет собой электрический ток. 2. Магнит обладает способностью намагничивать железо и притягивать его к себе. Обладает ли такой же способностью электрический ток? Еще в 1820 г. Араго заметил, что если погрузить провод, по которому идет достаточно большой ток, в железные опилки, то частицы железа пристают к нему так же, как к магниту. Провод обрастает густой «бородой» из опилок. Если выключить ток, опилки сейчас же отпадают. Материал проводника безразличен. Обычно пользуются медным проводом. Для того чтобы ток не проходил через опилки, провод следует брать в изолирующей обмотке. При большом токе можно даже не погружать провод в опилки, а только приблизить его к ним. Немного позже Араго и Ампер нашли способ сильно намагничивать железо и сталь при помощи электрического тока. Они наматывали провод в виде спирали из большого числа витков и внутрь такой катушки помещали стальную иглу. По этой спирали они пропускали сильный электрический ток, а затем вынимали иглу, которая оказывалась сильно намагниченной. На одном конце ее был северный полюс, на другом – южный. При перемене направления тока полюсы менялись местами. 3. Магнитная стрелка, могущая свободно вращаться вокруг вертикальной оси, устанавливается, как известно, в определенном направлении – приблизительно с севера на юг. Ориентирует ли Земля также и электрические токи? В том же 1820 г. Ампер обнаружил и ориентирующее влияние Земли на виток с электрическим током. Прибор Ампера состоял из проволочного витка 1 в форме почти замкнутого кольца диаметра около 40 см или квадратной рамки (рис. 203,а); концы витка находятся точно один под другим на небольшом расстоянии друг от друга. К ним прикреплены два стальных острия 2, опущенных в чашечки с ртутью, к которым присоединены проводники, идущие от батареи. Благодаря такому устройству виток мог свободно вращаться на остриях, и при этом движении цепь тока не прерывалась. Вместо этого можно, конечно, просто подвесить рамку или соленоид на гибких металлических шнурах, как в опыте на рис. 202. При замыкании тока виток приходил в движение и плоскость его устанавливалась приблизительно в направлении с запада на восток. Таким образом, действие магнитного поля Земли на виток с током такое же, как и на магнитную стрелку, ось которой перпендикулярна к плоскости витка.
Рис. 203. Прибор Ампера для обнаружения действия магнитного поля Земли на виток с током: а) свободно подвешенный виток устанавливается так, чтобы плоскость его была перпендикулярна к меридиану; б) виток заменен катушкой Особенно удобно наблюдать ориентирующее действие Земли на виток с током, если в приборе Ампера подвесить не один виток, а катушку, или, как говорят, соленоид, состоящий из большого числа таких витков (рис. 203,б). 4. Ампер установил также новое и чрезвычайно важное явление – взаимодействие между двумя проводниками, по которым идет ток. Если мы расположим, например, две длинные гибкие проволоки параллельно друг другу, то при включении в них тока эти проволоки будут друг от друга отталкиваться, если токи в них противоположны по направлению (рис. 204,а); напротив, проволоки будут друг к другу притягиваться, если токи в них имеют одинаковое направление (рис. 204,б). Движения проводников, вызываемые взаимодействием между ними, могут быть весьма разнообразны в зависимости от формы проводников, их взаимного расположения и условий закрепления. Опыт, иллюстрирующий характер взаимодействия между двумя соленоидами с током, изображен на рис. 205. Следует обратить внимание на то, что движения – повороты, притяжения и отталкивания – двух соленоидов носят такой же характер, как и движения двух намагниченных брусков (магнитных стрелок). Мы видим, что по всем своим магнитным свойствам соленоид с током подобен магнитной стрелке.
Рис. 204. а) Два параллельных проводника отталкиваются друг от друга, если по ним проходят токи в противоположных направлениях. б) Два параллельных проводника притягиваются друг к другу, если по ним проходят токи в одинаковом направлении. Штриховыми линиями показано положение обоих проводов при отсутствии тока в них
Рис. 205. а) Соленоид 1 закреплен неподвижно, соленоид 2 подвешен на гибком проводнике; при включении тока соленоид 2 поворачивается так, чтобы направления тока в соленоидах 1 и 2 были одинаковы, притягивается к соленоиду 1 и надевается на него. б) При перемене направления тока в одном из соленоидов соленоид 2 слетает с соленоида 1 поворачивается на 180° и снова надевается на него Из этих опытов можно заключить, что магнитное действие магнитов вполне тождественно магнитному действию токов при соответствующем подборе тока и формы проводника. 115.1. Стальная спица помещена внутри двух поставленных рядом и соединенных последовательно катушек и намагничивается током, проходящим по этим катушкам. Каково будет расположение полюсов и нейтральных зон на спице в том случае, когда токи в обеих катушках направлены одинаково (рис. 206,а) и когда они направлены противоположно (рис. 206,б)?
Рис. 206. К упражнению 115.1
|
1 |
Оглавление
|