ГЛАВА 10. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛОЯ СМЕШЕНИЯ С ПОЛОСТЬЮ
10.1. Отрывное обтекание полости
При обтекании полости на плоской поверхности при определенных условиях возникают автоколебания. Причина их возбуждения состоит в возникновении акустической волны в результате удара вихрей слоя смешения о заднюю кромку полости. Это иллюстрируется сравнением характера пульсаций скорости в слое смешения для двух случаев обтекания: обтекания обращенного назад уступа и полости прямоугольного сечения (рис. 10.1). Во втором случае в спектре пульсаций наблюдаются ярко выраженные дискретные составляющие, что обусловлено наличием акустической обратной связи с возбуждением автоколебаний [10.3]. На характер возбуждения автоколебаний может влиять также то обстоятельство, что для некоторых частот полость может служить акустическим резонатором [10.10]. В результате характеристики автоколебаний определяются геометрией полости, числами Рейнольдса и Маха, режимом течения в пограничном слое перед полостью (ламинарный или турбулентный) и характерной толщиной этого слоя.
Рис. 10.1. Обтекание обращенного назад уступа и прямоугольной полости
На рис. 10.2 представлены результаты экспериментального определения зависимости числа Струхаля для первых трех мод автоколебаний при обтекании полости прямоугольной формы от отношения длины полости
к ее глубине
Там же приведен спектр пульсаций давления за полостью. Эти результаты взяты из обзора [10.10].
Очень интересны механизмы взаимодействия вихрей слоя смешения с прямоугольной кромкой полости. Было показано, что здесь наблюдается неоднозначность. При взаимодействии слоя смешения (с характерной частотой организованных структур
с кромкой при
генерируются либо пульсации половинной частоты
что наблюдается
Для уменьшения амплитуды возбуждаемых автоколебаний разработан целый ряд мероприятий: передняя и (или) задняя прямоугольные кромки срезаются или скругляются, над полостью располагается перфорированная пластина или сетка и др. (см. обзор [10.9]).